Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Узбекского УГА в Бухарской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 апреля 1990 г.
Время:  22:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Бухарская область, р-н н.п. Янгиказган
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-19666
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Кокандский ОАО
 


Описание
    Командир вертолета 6 летного отряда Кокандского ОАО вылетел согласно заявки заказчика по маршруту Чимкент - колхоз им. Ленина - Чардара - Янгиказган. На площадке «колхоз им. Ленина» пилот взял на борт авиатехника и представителя заказчика. Вылетев с площадки, в нарушение п. 10.1.26 НПП ГА-85, командир вертолета произвел непредусмотренную в заявке и задании на полет посадку на оперативной точке Черняевка, где из вертолета были выгружены автопокрышки. Затем КВС и представитель заказчика отвезли автопокрышки в поселок, а на обратном пути купили две бутылки вина. После этого пилот вылетел в Чардару, где произвел посадку в 09:30 мск. После посадки, в процессе технического обслуживания вертолета, КВС организовал распитие спиртных напитков.
    В 12:15, в нарушение п. 4.12.13 НПП ГА-85, КВС в нетрезвом состоянии вылетел на п.п. Янгиказган Бухарской области УзССР, где произвел посадку в 14:10, в непосредственной близости от препятствий (в нарушение п. 7.7.8 НПП ГА-85 и РЛЭ Ка-26). В процессе послеполетного и предполетного отдыха экипаж неоднократно ходил в вертолет, где находилась пятилитровая фляга с вином. Около 17 часов КВС под руководством авиатехника переместил вертолет на огороженную забором территорию в непосредственной близости от места ночевки (вагончиков) экипажа.
    В 20:40 мск КВС и авиатехник, в нарушение п. 4.12.13 и 10.1.23 НПП ГА-85, в нетрезвом состоянии произвели самовольный вылет. При этом допуска к ночным полетам КВС не имел. Пролетев над вагончиками на высоте 5-10 м с левым разворотом, пилот произвел посадку в 50 м от них. Через 10-15 секунд КВС и авиатехник вновь произвели взлет в сторону вагончиков. Пролетев над ними на высоте 5-10 м, экипаж правым разворотом с набором высоты развернулся на юго-запад, где нет никаких световых ориентиров, и продолжил полет с этим курсом на высоте 50-60 м. В процессе полета КВС с техникой пилотирования не справился и потерял пространственное положение. В 700 м от места стоянки вертолет задел шасси ограждение загона для скота (металлическая сетка и сухие ветки), столкнулся с землей в 4 м от ограды загона, взорвался и сгорел, продвинувшись по земле 10 м с разворотом на 65-70° вправо относительно траектории падения. КВС и авиатехник погибли. Катастрофа произошла в 20:42 мск в 160 км с А=35° от а/п Бухара.
    По показаниям очевидцев, взлет производился с закрытыми створками охлаждения двигателей. Можно предположить, что это привело к падению мощности двигателей и отвлечению внимания КВС от пилотирования вертолета на открытие створок в процессе полета, что способствовало потере пространственного положения и явилось усугубляющим фактором при создавшейся аварийной ситуации.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19666
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.04.1976
Заводской номер ВС 7605506
Наработка ВС (часы) 5786
Наработка ВС (циклы) 7150
Силовая установка КЕ544002 КЕ524059


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Кокандский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: данная катастрофа явилась следствием следующих факторов:
    - самовольный вылет КВС в ночное время без соответствующей профессиональной подготовки и допуска к ночным полетам;
    - употребление спиртных напитков экипажем во время выполнения полетного задания и в процессе послеполетного и предполетного отдыха;
    - отсутствие должного контроля со стороны командно-летного состава Кокандского ОАО за организацией труда и отдыха экипажей в процессе выполнения работ по ПАНХ в отрыве от базы. Отсутствия контроля со стороны командно-руководящего состава Кокандского ОАО за выполнением договорных условий со стороны заказчика в части обеспечения условий труда и отдыха экипажей, оборудования посадочной площадки для полетов вертолетов и их охраны во время ночевки на оперативной точке Янгиказган;
    - невыполнение договорных условий заказчиком в части организации труда и отдыха экипажей и обеспечения охраны вертолета на посадочной площадке.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.