Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Приволжского УГА в Краснокамском районе Башкирской АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 января 1990 г.
Время:  10:26
Страна:  СССР
Место происшествия:  Башкирская АССР, Краснокамский район, близ села Новый Актанышбаш
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-19273
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Уфимский ОАО
 


Описание
    Пилот выполнял аэровизуальные полеты по обслуживанию НГДУ «Арланнефть» ПО «Башнефть». На предполетной подготовке КВС получил метеоконсультацию по району работ: полет в ложбине, облачность кучево-дождевая, слоисто-дождевая 10 баллов высотой 200 м, снег, метель, видимость 3000 м, ветер 170° 6 м/с, порывы 12 м/с. Метеоусловия соответствовали минимуму КВС.
    Прогноз погоды по а/д вылета Нефтекамск и 1-3 секторам района работ от 6 до 13 часов предусматривал ухудшение в зарядах ливневого снега до 1000 м, а по а/д Нефтекамск в этот же срок вертикальную видимость 120 м.
    После уточнения у заказчика задания по телефону, КВС принял решение о вылете и произвел взлет в 07:58 мск (09:58 местного времени) на посадочную площадку Шушнур (25 км с А=186° от а/д Нефтекамск), куда прибыл в 08:16, взял служебных пассажиров (три человека) и доложил диспетчеру КДП МВЛ а/п Нефтекамск о начале работ в районе Шушнура. Через установленные 30 минут пилот на связь с диспетчером не вышел. В 08:57 поступило сообщение об авиационном происшествии с вертолетом, который организованными поисками был обнаружен разрушенным и сгоревшим в 800 м от н.п. Новый Актанышбаш Краснокамского р-на Башкирской АССР. КВС и три служебных пассажира погибли.
    Комиссией установлено, что КВС произвел взлет около 08:23 с целью доставки двух пассажиров на нефтяную скважину №1352 (4,5 км с А=10° от п.п. Шушнур), а с третьим пассажиром должен был произвести облет скважин, расположенных западнее н.п. Новый Актанышбаш. В 08:26 мск вертолет столкнулся с грозозащитным тросом ЛЭП-110 КВ на высоте 23 м и потерпел катастрофу. При ударе о трос разрушились лопасти нижнего несущего винта. Вертолет столкнулся с землей в 150 м от ЛЭП с МК=273°. По показаниям очевидцев, в момент АП шёл снег, была плохая видимость. Момента столкновения с ЛЭП очевидцы не видели.
    Из-за отсутствия на борту вертолета средств объективного контроля и отсутствия очевидцев, развитие аварийной ситуации до столкновения вертолета с ЛЭП восстановить не представилось возможным. По заключению комиссии, материальная часть вертолета до столкновения с ЛЭП была исправна.
    Предположительно, после взлета и набора рабочей высоты 100 м, командир вертолета взял курс на скважину №1352, но через 2 минуты полета попал в снежный заряд с ограниченной видимостью, исключавшей полет по ПВП. Не набрав безопасной высоты, КВС начал производить разворот для выхода из района плохой погоды. В процессе разворота на высоте ниже безопасной в условиях ограниченной видимости вертолет столкнулся с грозозащитным тросом ЛЭП-110 КВ, потерял управляемость и потерпел катастрофу.
    Из-за отсутствия конкретных рекомендаций в Технологии работы экипажа вертолета Ка-26 и контрольной карте обязательных проверок КВС не использовал сигнализатор опасной высоты радиовысотомера РВ-3, что лишило его световой и звуковой сигнализации о нарушении безопасной высоты полета при пилотировании по приборам.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19273
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.08.1970
Заводской номер ВС 7001203
Наработка ВС (часы) 8542
Наработка ВС (циклы) 16383
Силовая установка КЕ523004 КЕ333063


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Уфимский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Нефтекамск
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа произошла из-за потери управляемости вертолета в результате его столкновения с грозозащитным тросом ЛЭП-110 КВ по причине нарушения безопасной высоты полета при маневре выхода из района сложных метеоусловий.
    Сопутствующая причина: отсутствие в технологии работы экипажа Ка-26 правил использования задатчика опасной высоты при визуальных полетах.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.