Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Ленинградского УГА в районе Туфаново
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 октября 1989 г.
Время:  12:11
Страна:  СССР
Место происшествия:  Вологодская область, Грязовецкий район, близ н.п. Туфаново
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20725
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Ленинградское УГА, Вологодский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял аэровизуальный полет по трассе нефтепровода на участке Волгода - Ростилово - Данилов - Тотьма - Приводино - Вологда. На борту находился служебный пассажир заказчика.
    Последний взлет произведен после окончания работ, в 11:49, с площадки нефтепровода, для следования в а/п Вологда через поворотные пункты. В 11:52 экипаж доложил, что следует на высоте 200 м в район железнодорожной станции (пункта обязательного донесения) Паприха и дал расчетное время прибытия в район станции Паприха в 12:08. За 2 минуты до пролета железнодорожной станции, по показаниям бортмеханика, экипаж услышал изменение шума работающих двигателей и по падению оборотов правого двигателя обнаружил его отказ. Бортмеханик дал команду «РУДы вверх». КВС переместил рычаги вверх. Левый двигатель вышел на режим 95-96%. КВС выключил стоп-кран правого двигателя. Через 10-15 секунд на высоте 150 м и при скорости полета 170 км/ч упали обороты левого двигателя. Высота полета не позволяла развернуть вертолет против ветра и поэтому заход на посадку производился с попутно-боковым ветром скоростью 6-12 м/с.
    Полет проходил над лесным массивом с высотой деревьев 18-20 м. Поступательная скорость вертолета была погашена перед приземлением до 60 км/ч. До столкновения с деревьями полет выполнялся без крена. На удалении 40-37 м от места столкновения с землей вертолет коснулся верхушек деревьев лопастями хвостового винта. Дальнейшее неуправляемое движение вертолета продолжалось с правым креном, окончательное столкновение вертолета с деревьями с диаметрами стволов 20-40 см произошло с креном 60-70°. В результате лобового удара о деревья передняя часть вертолета разрушилась. Вертолет остановился в лесу на правом борту. Пожара не было. КВС и пассажир погибли, бортмеханик получил травмы средней степени тяжести.
    Катастрофа произошла в 12:11 в районе н.п. Туфаново, в 30 км юго-восточнее а/п Вологда.
    По заключению ГосНИИ ГА, левый двигатель в момент столкновения с землей не работал, правый двигатель находился на режиме менее малого газа (30% ТК), что не обеспечивало дальнейшее продолжение горизонтального полета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20725
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1982
Заводской номер ВС 527542032
Наработка ВС (часы) 5589
Наработка ВС (циклы) 17241
Силовая установка 481673083 481652039


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Ленинградское УГА, Вологодский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Вологда
Конечный пункт маршрута Вологда


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Особая ситуация в полете возникла вследствие активного внешнего воздействия метеоусловий на работоспособность двигателей ГТД-350. Полет проходил на барометрической высоте 200 м при плюсовой температуре наружного воздуха, вне облачности, поэтому, в соответствии с РЛЭ, противообледенительная система не была включена. Падение оборотов двигателей произошло вследствие попадания вертолета в условия дождя, вызвавшего нарушение газодинамических процессов в двигателях при полной температуре наружного воздуха +1,4°С и несрабатывании исправной сигнализации обледенения РИО-3. В этих условиях капли переохлажденного дождя при прохождении через входные направляющие аппараты (ВНА) двигателей значительно увеличивали скорость движения воздуха при значительном падении температуры проходящего воздуха (температура уменьшается на 20-25°), что и вызвало обледенение стоек направляющих аппаратов двигателей. Вследствие этого, обледеневшие стойки ВНА вызвали снижение секундного расхода, проходящего через ВНА, и ухудшили газодинамическую устойчивость двигателей. Сигнализатор обледенения на двигателях ГТД-350 работает неустойчиво и ненадежно вследствие того, что конструктивно он расположен в воздухозаборнике вентилятора, находится в потоке воздуха с меньшими скоростями и более высокими температурами. В результате этого возникает момент неконтролируемого экипажем обледенения ВНА двигателей, что приводит к неустойчивой работе двигателей и самовыключению исправных двигателей в полете.
    В тот же день аналогичные ситуации в этом же районе произошли с вертолетами Ми-2 №20976 и №23345, закончившиеся вынужденными посадками.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной АП явился полный отказ левого двигателя и частичный отказ правого двигателя.
    Наиболее вероятной причиной отказа двигателей является обледенение стоек ВНА при попадании в условия ливневых осадков в виде дождя и снега, что привело к нарушению газодинамической устойчивости двигателей ГТД-350.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.