Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа AS-350B3 Ecureuil а/к СКОЛ в районе н.п. Кедровый, ХМАО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 ноября 2015 г.
Время:  12:28
Страна:  Россия
Место происшествия:  ХМАО, Ханты-Мансийский район, 6 км юго-восточнее пос. Кедровый
Тип ВС:  Aerospatiale AS-350B3 Ecureuil
Регистрация ВС:  RA-04037
Авиакомпания:  СКОЛ
 


Описание
    Экипаж вертолета выполнял облет нефтяных месторождений по заявке ОАО «РИТЭК». Вылетев с посадочной площадки «Полигон «СКОЛ» г. Сургут и произведя на маршруте посадку на подобранную с воздуха площадку в районе месторождения Куст №1 Средне-Назымского ЛУ, где на борт было принято 3 пассажира заказчика, вертолет приземлился на подобранную с воздуха площадку в районе установки подготовки нефти (УПН) Гальяновского месторождения. Через 2 минуты, в 12:15 местного времени, после высадки 1 пассажира экипаж произвел взлет на разведовательную скважину Р-41 Гальяновского ЛУ, находящуюся в 39 км от места взлета. Решение на вылет было принято КВС по летному прогнозу погоды по маршруту (4000/200). Полет выполнялся в зонах ЦПИ «Север» и ЦПП «Ханты-Мансийск», которым в 10:51 поступил корректив GAMET по площадям Ханты – Мансийска на ухудшение метеоусловий с 06:00 до 09:00 UTC (видимость 4000/200, местами над реками 1000/120). ФАП-128 для полетов вертолетов по ПВП установлен минимум видимости 1000 м.
    Полет проходил на истинных высотах 50-70м, что было ниже установленной ФАП-128 высоты полетов по ПВП не менее 100 м над поверхностью земли. В процессе полета экипаж встретил ухудшение видимости и, наиболее вероятно, стал снижаться с целью сохранения визуального контакта с земными ориентирами. Пересекая пойму реки Охлым, вертолет оказался в условиях, исключающих полет по ПВП (по показаниям очевидцев, в пойме был туман с видимостью 100-200 м, а над рекой видимость в тумане не превышала 20 м). Очевидцы слышали звук пролетающего вертолета, но его не было видно из-за тумана. Затем они услышали звук удара, звук полета вертолета пропал.
    Комиссия пришла к заключению, что, попав в полете в условия, исключающие полет по ПВП, КВС не принял решение о возврате, полете на запасной аэродром или о переходе на ППП (подготовки для полетов по ППП на данном типе у него не было). Наиболее вероятно, что после пересечения береговой черты реки Охлым, при выходе на заснеженную акваторию поймы, КВС попал в условия сочетания ограниченной видимости (туман) и «белизны» подстилающей поверхности, характеризующиеся отсутствием контрастности, видимости естественного горизонта и удаленных ориентиров. Это привело к потере КВС пространственной ориентировки. В неконтролируемом снижении вертолет столкнулся с замерзшей, заснеженной поверхностью поймы реки Охлым. 2 члена экипажа и 2 пассажира погибли. Вертолет полностью разрушился, пожара не было. Катастрофа произошла через 13 минут после взлета, в 12:28 местного времени
    Вылетевший в 14:30 на поиски экипаж Ми-8Т при подлете к н.п. Кедровый встретил сплошную облачность с верхней границей 250 - 300м, нижняя не определилась. Земные ориентиры и искусственные препятствия не просматривались. КВС принял решение на возврат в аэропорт Ханты – Мансийск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Aerospatiale AS-350B3 Ecureuil
Регистрационный номер (id) ВС RA-04037
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 05.05.2010
Заводской номер ВС 4969
Наработка ВС (часы) 1027
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 46466


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания СКОЛ
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия с вертолетом AS-350 В3 RA-04037 стала потеря КВС пространственной ориентировки в условиях ограниченной видимости и «белизны» подстилающей поверхности, что привело к неконтролируемому снижению с креном и столкновению вертолета с покрытой льдом поверхностью реки.
    Сопутствующим фактором явилось выполнение полета по ПВП на высоте ниже безопасной.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.