Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Турухан в районе Игарки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 ноября 2015 г.
Время:  10:59
Страна:  Россия
Место происшествия:  Красноярский край, Туруханский район, близ Игарки
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-25361
Авиакомпания:  Турухан
 


Описание
    Экипаж вертолета выполнял транспортно-связной полет по маршруту Игарка - НПС-2 (нефтеперекачивающая станция нефтепровода Ванкор - Пурпе) - Красноселькуп - Игарка с целью доставки вахты. На борту находилось 22 пассажира, 3 члена экипажа и груз (личные вещи) весом 250 кг.
    Взлет в а/п Игарка произведен в 10:57 местного времени. Через 2 минуты после взлета вертолет потерпел катастрофу на льду реки Енисей в 2100 м южнее КТА аэропорта. Вертолет полностью разрушен, пожара не было. 7 пассажиров и 3 члена экипажа погибли, остальные пассажиры получили ранения. Двое пострадавших скончались в больнице через трое и четверо суток после происшествия. Место АП расположено на удалении 1250 м от правого берега и в 1650 м от левого берега реки Енисей.
    Полет проходил при следующих фактических метеоусловиях: ветер 140° 5 м/с, видимость 6000 м, облачность 7 октанов, кучево-дождевая высотой 660 м, слабый ливневый снег, температура воздуха -15°С, давление 748 мм рт.ст.
    Расследованием установлено, что после взлета, произведенного по-самолетному с курсом 117°, на высоте 60 м экипаж начал правый разворот для выхода на курс маршрута полета. Закончив разворот, экипаж продолжал набор заданной высоты 300 м. Через 13 секунд после окончания разворота (через 56 секунд после взлета), на высоте 105 м, у вертолета стал развиваться правый крен. Развитие правого крена происходило в течение 30 сек. с практически постоянной угловой скоростью и сопровождалось ростом поступательной скорости полета и потерей высоты.
    Особая ситуация была идентифицирована экипажем как отказ автопилота в канале крена (согласно расшифровке записи МС-61). Вертолет продолжал снижение. Действия системы поперечного управления вертолетом на парирование крена не зафиксировано. Правый крен к моменту прекращения записи составлял более 50°. Столкновение с ледовой поверхностью произошло со значительной поступательной скоростью (около 270 км/ч). Разрушаясь, вертолет продвинулся на расстояние 254 м и остановился с креном на правый борт.
    Исследование гидроусилителя поперечного управления КАУ-30Б показали его работоспособность до столкновения с землей. Гидронасос НШ-39М и гидроаккумуляторы также были исправны. Исследованиями было установлено, что, вероятно, в гидросистеме вертолета использовалась гидрожидкость FH-51 (аналог АМГ-10), не соответствующая по классу чистоты требованиям конструкторской документации на вертолет и агрегаты. Конструктивно фильтры тонкой очистки гидрожидкости вертолетов Ми-8 отфильтровывают частицы загрязнения размерами от 16 мм. Зазоры золотниковых пар автомата разгрузки насоса ГА-77В (предназначен для поддержания давления в гидросистеме в рабочем диапазоне) составляют 8…14 мкм. Таким образом, существует возможность заклинивания или заедания золотников данного агрегата, что приводит к падению давления в основной гидросистеме. При отказах агрегатов основной гидросистемы, приводящих к падению давления, предусмотрено автоматическое переключение на дублирующую гидросистему для выполнения безопасной посадки. После замены гидрожидкости (в базовом аэропорту закрытым способом) наработка вертолета составила 309 часов.
    При исследовании ГА-77В на рабочих поверхностях плунжера и золотника обнаружены надиры и риски. Это свидетельствует о работе агрегата на рабочей жидкости, не соответствующей ТУ по классу чистоты. Указанные повреждения могут свидетельствовать как о заеданиях, так и о заклиниваниях золотников.
    Комиссия предполагает, что в процессе правого разворота вертолета произошел отказ ГА-77В. При этом давление в основной гидросистеме упало ниже рабочего диапазона, но осталось выше порогового значения, при котором происходит автоматическое переключение на дублирующую гидросистему. Недостаточная скорость (из-за низкого давления в гидросистеме и влияния внешних усилий от несущей системы) перемещения штоков силовых агрегатов привела к потере управляемости вертолетом и катастрофе.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 22 9
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/f3d/report_ra-25361.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-25361
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.06.1982
Заводской номер ВС 98206821
Наработка ВС (часы) 22702
Наработка ВС (циклы) 34487
Силовая установка С91111090 С9241314


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Турухан
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Игарка
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Игарка
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Однозначно установить причину катастрофы вертолета не представилось возможным из-за отсутствия информации о величине внешних усилий на штоках силовых агрегатов гидросистемы и их влиянии на скоростные характеристики перемещения штоков, от которых зависит управляемость вертолета, а также ограниченного перечня параметров, регистрируемых СДК-8.
    Возможной причиной АП с вертолетом Ми-8Т RA-25361 явилась потеря управляемости, связанная с падением давления в основной гидросистеме ниже нижней границы рабочего диапазона без переключения на дублирующую гидросистему. При этом внешние усилия, приходящие на исполнительные штоки гидроусилителей с несущей системы, стали соизмеримыми с их располагаемыми значениями, что привело к занижению скоростных характеристик гидроусилителей и не обеспечивало нормальную (штатную) управляемость вертолета. Переключение на дублирующую гидросистему не произошло, наиболее вероятно, из-за того, что под действием внешних сил гидроусилители «поддавливали» рабочую гидрожидкость и не давали падать давлению в магистралях питания сигнализатора МСТ-35А и аварийного клапана ГА 59/1 ниже пороговых значений.
    Падение давления в основной гидросистеме, наиболее вероятно, произошло из-за отказа (заклинивания в положении «на слив») автомата разгрузки ГА-77В. Наличие надиров, прихватов и рисок на рабочих поверхностях золотников автомата разгрузки ГА-77В свидетельствует о работе на гидрожидкости, класс чистоты которой не соответствует характеристикам агрегата.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.