Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Красноярского УГА в Курагинском районе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 июля 1988 г.
Время:  19:48
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Курагинский район, высота 1443 м, район н.п. Торганок
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-23495
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Абаканский ОАО
 


Описание
    Пилот выполнял полет по обслуживанию Красноярской базы охраны лесов по маршруту Курагино - Идринское - гора 1316 - Верхний Сисим - Курагино с целью взятия на борт летчика-наблюдателя, оставленного им накануне в районе зимовья Торганок.
    Взлет в Курагино произведен в 06:10 мск. Посадка на площадке Торганок произведена в 07:16. В период стоянки вертолета шел дождь, горы (перевал в 10 км южнее места стоянки) не просматривались. После продолжительной стоянки, при улучшении погоды, в 10:40 мск пилот произвел взлет в направлении перевала. Через 5 минут полета КВС выполнил посадку в седловине между отметками 1493 и 1458 метров на абсолютной высоте 1190 м, где после выключения двигателей была стоянка продолжительностью 2 часа 50 минут.
    В 13:35 пилот выполнил 6-ти минутный полет и произвел посадку в районе отметки 1443 м на абсолютной высоте 1350 м, где также была остановка 2 часа 5 минут.
    Комиссия установила, что после взлета в 15:47 с южным курсом в режиме разгона скорости вертолет оказался над склоном горы с уклоном 20-25° с россыпями камней и валунов и редколесьем с хвойными деревьями высотой до 10 м, непригодным для посадки вертолета. На истинной высоте около 40 м, на малой поступательной скорости (30-40 км/ч) произошел отказ левого двигателя, что привело к падению оборотов несущего винта. Отсутствие запаса мощности двигателей, дефицит времени, малая высота и скорость полета, невозможность выдержать обороты несущего винта, привели к резкому вертикальному снижению вертолета. В результате вертолет на расстоянии 350-400 м от предполагаемого места взлета в 15:48 мск столкнулся с земной поверхностью (вниз по склону). Столкновение со склоном произошло с левым креном 30-35°, углом тангажа 6-7° на пикирование, вертикальной скоростью 10 м/с и правым скольжением без поступательной скорости при оборотах несущего винта 50%. Время полета составило 30 секунд.
    Место катастрофы обнаружено на следующий день в 14:00 мск на южном склоне отметки 1443 м в 147,5 км с А=42° от а/п Абакан (54°38’58”СШ, 93°04’20”ВД). Вертолет разрушен, разброс обломков составил 46 м, пожара не было. Пилот погиб.
    Фактическая погода на месте АП: ветер 290° 3-5 м/с, облачность 4-5 баллов разорванно-дождевая высотой 100-200 м, 10 баллов кучево-дождевая, слоисто-кучевая высотой 400-600 м, температура +6-7°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23495
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.09.1979
Заводской номер ВС 526312099
Наработка ВС (часы) 3362
Наработка ВС (циклы) 6462
Силовая установка 481672068 471694116


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Абаканский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Курагино
Конечный пункт маршрута Курагино


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Согласно заключению ГосНИИ ГА, самовыключение левого двигателя примерно через 30 секунд после взлета (2-3 минуты после выведения двигателя на режим выше малого газа) произошло вследствие зависания сердечника клапана ЭМК-КПД в открытом положении. Вследствие отказа электромагнитного клапана ЭМК-КПД произошло попадание газов из камеры сгорания в топливную систему двигателя, что привело к его самовыключению.
    Зависание сердечника клапана произошло из-за шероховатости на внутренней поверхности втулки катушки и снижения упругих характеристик пружины клапана вследствие неудовлетворительной обработки при изготовлении клапана ЭМК-КПД.
    Отказ левого двигателя произошел до скорости перехода несущего винта на условия косого обтекания. Скоротечность развития события не позволили пилоту предотвратить падение оборотов, так как вертолет находился на малой истинной высоте 30-40 м, и уменьшение общего шага несущего винта на 1-4° (как рекомендовано РЛЭ) привело бы к его столкновению со склоном горы или деревьями. Удержать обороты несущего винта взятием ручки циклического шага на себя также не представилось возможным из-за малой поступательной скорости. Горизонтальный полет на скорости 30-40 км/ч при одномоторном полете невозможен, поэтому вертолет с увеличением вертикальной скорости снижался по склону вниз.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причинами катастрофы являются самовыключение левого двигателя на малой высоте в режиме разгона скорости из-за попадания газов из камеры сгорания в топливную систему двигателя вследствие отказа в работе электромагнитного клапана ЭМК-КПД, невозможность продолжения полета и выполнения посадки.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.