Экипаж 197 летного отряда Алданского ОАО выполнял рейс Я-423/424 по маршруту Алдан - Чульман - Тахтамыгда - Чита - Иркутск и обратно. Полетный вес самолета при взлете составлял 16800 кг, центровка 16,8 % САХ, что не выходило за пределы установленных норм.
Погода в момент взлета была: облачность 9/4 слоисто-кучевая высотой 1000 м глазомерно, средняя видимость 50 км, давление 696 мм рт.ст., ветер 350° 1 м/с, температура +17°С.
Вырулив на исполнительный старт, экипаж опробовал работу магнето обоих двигателей на оборотах 1500 об/мин и, выполнив контрольную карту, доложил диспетчеру о готовности к взлету.
Взлет производился в 19:29 местного времени с МКвзл=235° на номинальном режиме работы двигателей. Разбег самолета выполнялся нормально. Непосредственно после отрыва самолета от земли на скорости около 160 км/ч произошел отказ правого двигателя, который был определен экипажем по развороту самолета вправо и падению оборотов до 1800 об/мин. Командир корабля дал команду: «Левому взлетный, убрать шасси». Бортмеханик полностью дал сектора наддува и оборотов винтов обоих двигателей и убрал шасси. Получив доклад бортмеханика: «Отказал правый», командир корабля дал команду: «Правому флюгер». Бортмеханик зафлюгировал винт правого двигателя и на взлетном режиме работающего двигателя экипаж продолжал дальнейший полет.
Через 30 секунд от начала взлета командир корабля вызвал КДП Алдана на связь, а через 1 минуту 20 секунд доложил: «Отказал правый двигатель, набираю высоту по ложбине». Посадка перед собой по курсу взлета была невозможна из-за отсутствия концевой полосы безопасности непосредственно за торцом ВПП и сложности рельефа местности. Ввиду вышеописанных условий, командир корабля принял решение следовать по ложбине вдоль реки Орто-Сала и автотрассы, пытаясь набрать высоту и скорость. Из-за малой скорости в процессе одномоторного полета дальнейший набор высоты был невозможен, на больших углах атаки самолет шел с дальнейшей потерей поступательной скорости. Ввиду общего повышения рельефа местности в направлении полета и отсутствия возможности произвести посадку на автостраду, занятой большим количеством автотранспорта, срубив верхушки деревьев, растущих вдоль дороги, командир корабля принял решение производить посадку правее автострады на склон возвышенности у пос. 2-й Орочен (6 км от г. Алдан) и дал команду «Убрать газ».
Посадка производилась на малой скорости, при плохой управляемости самолета. Самолет правой плоскостью ударился о сарай, развернулся вправо под 90° к линии полета, левой стороной хвостовой части фюзеляжа сбил крышу жилого дома, потерял скорость, упал на землю, разрушился и от возникшего при падении пожара сгорел. В момент падения шасси и закрылки были убраны, винт правого двигателя зафлюгирован.
Экипаж и пассажиры, получившие различные травмы, были эвакуированы с помощью подоспевших местных жителей, им немедленно была оказана помощь, а прибывшей через 10 минут бригадой скорой помощи пострадавшие были доставлены в больницу.
Произведенным опросом пассажиров и очевидцев установлено, что после отрыва и полета от ВПП из выхлопных патрубков правого двигателя шел черный дым.
|