Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-14 Якутского УГА в районе Алдана
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  04 августа 1972 г.
Время:  19:31
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Алданский район, пос. Орочен-2й, 6 км южнее Алдана
Тип ВС:  Ил-14М
Регистрация ВС:  СССР-91537
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Алданский ОАО
 


Описание
    Экипаж 197 летного отряда Алданского ОАО выполнял рейс Я-423/424 по маршруту Алдан - Чульман - Тахтамыгда - Чита - Иркутск и обратно. Полетный вес самолета при взлете составлял 16800 кг, центровка 16,8 % САХ, что не выходило за пределы установленных норм.
    Погода в момент взлета была: облачность 9/4 слоисто-кучевая высотой 1000 м глазомерно, средняя видимость 50 км, давление 696 мм рт.ст., ветер 350° 1 м/с, температура +17°С.
    Вырулив на исполнительный старт, экипаж опробовал работу магнето обоих двигателей на оборотах 1500 об/мин и, выполнив контрольную карту, доложил диспетчеру о готовности к взлету.
    Взлет производился в 19:29 местного времени с МКвзл=235° на номинальном режиме работы двигателей. Разбег самолета выполнялся нормально. Непосредственно после отрыва самолета от земли на скорости около 160 км/ч произошел отказ правого двигателя, который был определен экипажем по развороту самолета вправо и падению оборотов до 1800 об/мин. Командир корабля дал команду: «Левому взлетный, убрать шасси». Бортмеханик полностью дал сектора наддува и оборотов винтов обоих двигателей и убрал шасси. Получив доклад бортмеханика: «Отказал правый», командир корабля дал команду: «Правому флюгер». Бортмеханик зафлюгировал винт правого двигателя и на взлетном режиме работающего двигателя экипаж продолжал дальнейший полет.
    Через 30 секунд от начала взлета командир корабля вызвал КДП Алдана на связь, а через 1 минуту 20 секунд доложил: «Отказал правый двигатель, набираю высоту по ложбине». Посадка перед собой по курсу взлета была невозможна из-за отсутствия концевой полосы безопасности непосредственно за торцом ВПП и сложности рельефа местности. Ввиду вышеописанных условий, командир корабля принял решение следовать по ложбине вдоль реки Орто-Сала и автотрассы, пытаясь набрать высоту и скорость. Из-за малой скорости в процессе одномоторного полета дальнейший набор высоты был невозможен, на больших углах атаки самолет шел с дальнейшей потерей поступательной скорости. Ввиду общего повышения рельефа местности в направлении полета и отсутствия возможности произвести посадку на автостраду, занятой большим количеством автотранспорта, срубив верхушки деревьев, растущих вдоль дороги, командир корабля принял решение производить посадку правее автострады на склон возвышенности у пос. 2-й Орочен (6 км от г. Алдан) и дал команду «Убрать газ».
    Посадка производилась на малой скорости, при плохой управляемости самолета. Самолет правой плоскостью ударился о сарай, развернулся вправо под 90° к линии полета, левой стороной хвостовой части фюзеляжа сбил крышу жилого дома, потерял скорость, упал на землю, разрушился и от возникшего при падении пожара сгорел. В момент падения шасси и закрылки были убраны, винт правого двигателя зафлюгирован.
    Экипаж и пассажиры, получившие различные травмы, были эвакуированы с помощью подоспевших местных жителей, им немедленно была оказана помощь, а прибывшей через 10 минут бригадой скорой помощи пострадавшие были доставлены в больницу.
    Произведенным опросом пассажиров и очевидцев установлено, что после отрыва и полета от ВПП из выхлопных патрубков правого двигателя шел черный дым.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры ? 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-91537
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 147001202
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Алданский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Алдан
Пункт назначения Чульман
Начальный пункт маршрута Алдан
Конечный пункт маршрута Иркутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной летного происшествия является отказ правого двигателя на взлете, что привело к вынужденной посадке самолета за пределами ВПП на пересеченную местность и столкновению самолета с препятствиями.
    Истинную причину отказа двигателя комиссии установить не удалось из-за уничтожения агрегатов и узлов двигателя при пожаре.
    Наиболее вероятной причиной отказа правого двигателя является заедание золотника РС-24М, что привело к переобогащению смеси и отказу двигателя на взлете, что является конструктивно-производственным дефектом.
    Способствующими причинами АП явились ограниченные размеры ВПП а/п Алдан и сложный рельеф местности, прилегающей к торцу ВПП, не позволившие командиру корабля выполнить требования раздела «Отказ одного из двигателей на взлете до начала уборки шасси» РЛЭ Ил-14.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.