Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение двух Ил-14 над Киевом
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 августа 1957 г.
Время:  20:02
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Киев
Тип ВС:  Ил-14Г
Регистрация ВС:  СССР Л1360
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО

материалы расследования
 


Описание
    Экипаж Ил-14М №Л-2071 завершал грузовой полет по перевозке багажа китайских спортсменов. В 19:45 самолет на высоте 900 м вошел в район аэропорта Жуляны. Экипаж сообщил на КДП о своем местонахождении и получил от диспетчера Зайцева условия полета в коридоре и подхода к аэродрому на высоте малого круга. Непосредственно после входа в район аэропорта экипаж запросил КДП, работает ли система посадки. Последняя связь этого борта была с экипажем самолета №Л-1742, по просьбе которого экипаж проинформировал их о погоде по маршруту на Одессу. По заявлению командира корабля №Л-1666, взлетевшего в 20:02, связь между экипажами бортов №2071 и №1742 происходила непосредственно перед его взлетом и продолжалась 2-3 минуты. Другой связи экипаж не вел. В 19:45 произвел взлет самолет Ил-14Г №Л-1360 и выполнил полет по кругу. После посадки и пробега он зарулил по ВПП для повторного взлета и произвел второй взлет. Время посадки и второго взлета на СКП не зафиксировано (по расчетам – примерно в 19:54). Задания на второй полет экипажа самолета №1360 служба движения аэропорта не знала. На основании анализа времени полета, свидетельских показаний и расположения частей самолетов, можно считать, что борт №1360 выполнял полет по СП-50 или же по большому растянутому прямоугольному маршруту. Самолет №2071, подходя к району ДПРС, начал выполнять левый разворот для выхода в створ ВПП и столкнулся с самолетом №1360, идущим по прямой на посадку. Столкновение произошло на высоте 250-300 м в 20:02. Самолет №2071 догнал борт №1360. Заметив его в последний момент прямо под собой, экипаж правым разворотом попытался уйти от столкновения, но винт правого двигателя борта №2071 ударил по правой плоскости крыла борта №1360. Произошел взрыв топливного бака и правая плоскость борта №1360 оторвалась. После этого самолет №2071 взорвался и, свалившись на правое крыло, упал первым в 300 м от ДПРС с азимутом 70°. В результате его падения сгорели два дома. Оторванная правая плоскость борта №1360 упала в 70 м восточнее места падения борта №2071 на сарай и сгорела вместе с ним. В 100 м правее сарая (над местом столкновения в воздухе) обнаружены бензобак, две створки шасси и часть лопасти винта. В процессе падения правый двигатель борта №2071 оторвался от крыла, ударил в фюзеляж и отрубил от него кабину экипажа. Кабина упала в нескольких метрах от здания школы, расположенного в 120 м от ДПРС с азимутом 50°. Двигатель упал на землю с противоположной стороны здания школы. Самолет №1360 еще несколько секунд пролетел по направлению полета, горя, но затем с правым креном он перешел в пикирование и упал на дома в 60 м севернее школы. Часть многоквартирного дома №27 по ул. Совская была разрушена и сгорела. Также сгорели соседний частный дом и сарай. Все члены экипажей обоих самолетов и 6 человек на земле погибли. 11 человек на земле были тяжело ранены и 12 легко ранены. Место катастрофы расположено в 4,5 км от ВПП с МКпос=262°. Отдельные части самолетов разбросаны в радиусе 250 м. Фактическая погода за 19:55 – облачность 10/1 баллов, кучево-дождевая высотой 1 500 м средняя и верхняя, видимость 10 км, ветер юго-западный 3 м/с, t=21°С.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   6
Всего погибших 15


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14Г
Регистрационный номер (id) ВС СССР Л1360
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС май 1957
Заводской номер ВС 147001432
Наработка ВС (часы) 157
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б27151628 Б27251691


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киев (Жуляны)
Пункт назначения Киев (Жуляны)
Начальный пункт маршрута Киев (Жуляны)
Конечный пункт маршрута Киев (Жуляны)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Полное отсутствие осмотрительности в полете со стороны обоих экипажей.
    2) Преступно-халатное отношение со стороны дежурного по полетам к своим служебным обязанностям. Он не вел наблюдение за полетом самолета №1360, а также не следил за самолетом №2071, о котором ему было известно, что он вошел в зону аэропорта.
    3) Диспетчер КДП, зная о расчетном времени вхождения самолета №2071 в большой круг, не установил с этим самолетом связи после того, как его расчетное время истекло. В процессе всего полета борта №2071 от момента входа в зону АДС до столкновения (17 минут) он ни разу не уточнил местонахождение этого самолета.
    Способствующие факторы:
    1) Отсутствие четкого порядка в службе движения аэропорта Киев.
    2) Нарушение со стороны летной службы 86 авиаотряда – в состав экипажа самолета №1360 не был включен бортрадист (целью его тренировочного полета был ввод в строй командира корабля).
    3) Допуск обоих командиров экипажей к самостоятельной работе производился с грубыми нарушениями.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото мемориала предоставлено сыном КВС Сандлера Л.М., установившим его на месте захоронения экипажей в 2007 г.
Источники информации


Фотографии

   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.