Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Туркменского УГА в районе а/п Чарджоу
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 марта 1985 г.
Время:  09:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, Чарджоуская область, р-н а/п Чарджоу
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20298
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО
 


Описание
    Экипаж 167 летного отряда Чарджоусского ОАО в составе проверяющего - и.о. пилота-инструктора и командира вертолета выполнял транспортно-связной полет по обслуживанию заказчика ПМК-11 треста «Чарджоуремводстрой» по маршруту Чарджоу - Керки - Куибышев-1 - Керки - Чарджоу.
    Взлет в а/п Чарджоу произведен в 07:20 мск с ИВПП с МК=150° с коротким разбегом. На борту находились 5 служебных пассажиров заказчика. Взлетный вес составлял 3878 кг, что на 328 кг превышало допустимый.
    Пилотировал проверяющий. После набора высоты 100 м он доложил диспетчеру подхода о взлете, получил условия выхода из зоны аэропорта на высоте 200 м и производил дальнейший набор высоты с отворотом влево на МК=140° для выхода из зоны аэропорта. После набора высоты 240 м, при переводе вертолета в горизонтальный полет, на скорости 130 км/ч произошло самовыключение правого, а через 4-5 секунды левого двигателей с одновременным переходом вертолета в снижение с увеличением вертикальной скорости. С целью сохранения оборотов несущего винта пилот незначительно и кратковременно увеличил общий шаг несущего винта и взятием ручки циклического шага на себя уменьшил поступательную скорость до 90-100 км/ч. Находясь в момент развития аварийной ситуации над населенным пунктом (участок им. Энгельса колхоза им. Ленина), пилот принял решение производить вынужденную посадку на расположенное впереди колхозное поле на режиме самовращения несущего винта. Стремясь обеспечить крутую траекторию снижения для приземления в выбранную точку поля, пилот уменьшил скорость полета до нулевого значения на высоте 20-25 м для посадки между населенным пунктом и ЛЭП, что привело к попаданию вертолета в режим «опасной» зоны по высоте и скорости. Уменьшение поступательной скорости с одновременным падением оборотов несущего винта привели к увеличению вертикальной скорости снижения. Выполненный энергичный «подрыв» общего шага для уменьшения скорости снижения в данных условиях оказался малоэффективным из-за недостаточных оборотов несущего винта. В результате вертолет в 07:23 мск с положительным углом тангажа 1-2°, левым креном 6-8° и при положении ручки общего шага 11°, с вертикальной скоростью снижения до 18 м/с столкнулся с землей и разрушился. Пожара не было. Два пассажира погибли на месте. Экипаж и остальные пассажиры получили тяжелые травмы (у всех, кроме проверяющего, компрессионные переломы позвоночника). Два пассажира скончались в больнице 28 марта.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 5 4
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20298
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.01.1982
Заводской номер ВС 537433121
Наработка ВС (часы) 1867
Наработка ВС (циклы) 1559
Силовая установка 371671235 481614166


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чарджоу
Пункт назначения Керки
Начальный пункт маршрута Чарджоу
Конечный пункт маршрута Керки


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: установить истинную причину самовыключения двигателей не представилось возможным. Предположительной причиной может быть наличие воздуха в топливной системе вертолета вследствие ее конструктивного несовершенства.
    Действия экипажа на этапе полета после отказа одного двигателя находились в пределах, рекомендованных РЛЭ. Последовавший за этим отказ второго двигателя усугубил сложившуюся ситуацию, приведя вертолет к попаданию в зону опасного сочетания «высота - скорость» и еще большим вертикальным скоростям снижения. Наличие препятствий не дало возможности установить скорость планирования, обеспечивающую наивыгоднейшие условия на режиме снижения с двумя неработающими двигателями для посадки на подобранную площадку. Действия экипажа в данной обстановке были правильными и не оказали отрицательного влияния на исход полета.
    Недостатков в техническом обслуживании и ремонте авиационной техники в процессе подготовки к полету и в полете до момента развития аварийной ситуации не было.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.