Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 а/к МИАТ в районе ст. Танхой, Бурятская АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 апреля 1965 г.
Время:  13:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Бурятская АССР, Кабанский район, 6 км юго-западнее ст. Танхой
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  МОНГОЛ-799
Авиакомпания:  МИАТ
 


Описание
    Экипаж вертолета Ми-4 № МОНГОЛ-799 в составе КВС, второго пилота и бортмеханика выполнял полет по маршруту Улан-Батор - Улан-Удэ - Иркутск с целью перегонки вертолета в ремонт. На борту находился служебный пассажир - главный инженер УВС МНР.
    Взлет в а/п Улан-Батор произведен в 05:20 мск. В 06:47 вертолет пересек Государственную границу СССР. После пересечения границы и дальнейшего полета над территорией СССР экипаж на связь с запасными аэродромами не выходил и на запросы службы движения а/п Улан-Удэ не отвечал.
    После получения информации от очевидцев, видевших падение вертолета, организованными поисками он был обнаружен в 12:05 мск в 6 км юго-западнее станции Танхой Бурятской АССР. Экипаж и служебный пассажир погибли. В нарушение правил полетов на территории СССР, экипаж следовал в а/п Иркутск вне трассы, напрямую.
    Фактическая погода в момент происшествия (08:05 мск) соответствовала выданному прогнозу и минимуму трассы.
    По характеру расположения частей фюзеляжа, хвостового винта и обломков лопастей несущего винта вертолет на последнем участке полета (2…3 км до места падения) летел зигзагообразно. Падение на землю произошло с большим углом тангажа (до 70°), на правый борт. Хвостовой винт с редуктором найден в 120 м от места падения фюзеляжа, под углом 60…70° от линии полета. Из этого следует, что в воздухе произошло разрушение хвостового винта, а затем вследствие вибрации произошел отрыв хвостового винта вместе с концевым редуктором. Вертолет резко подбросило вверх, а затем за счет малого запаса топлива, отсутствия загрузки и хвостового винта, вертолет резко перешел на нос, ударился о землю с большой вертикальной скоростью и полностью разрушился.
    Следуя вне трассы, экипаж усугубил свое положение и в сложившейся аварийной обстановке допустил ошибки в технике пилотирования, заключающиеся в том, что при начавшемся разрушении хвостового винта и вибрации вертолета немедленно не произвел посадку на лес, пытаясь дотянуть до полян. В дальнейшем, после отрыва хвостового винта, экипаж не сбросил «шаг-газ», не уменьшил мощность двигателя, что привело к взмыванию вертолета с последующим разворотом и резким переходом на нос. При полной мощности двигателя с оторванным хвостом создается такой пикирующий момент, преодолеть который невозможно из-за недостаточности продольного управления.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС МОНГОЛ-799
Государство регистрации ВС Монголия
Дата выпуска ВС 31.08.1960
Заводской номер ВС 0799
Наработка ВС (часы) 927
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б9316780


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания МИАТ
Государство регистрации авиакомпании Монголия
Пункт вылета Улан-Батор
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Улан-Батор
Конечный пункт маршрута Иркутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы комиссии: на основании осмотра и изучения разрушенных частей вертолета на месте происшествия, показаний очевидцев, комиссия считает: катастрофа произошла по причине отрыва лопасти №2 по цапфе осевого шарнира втулки хвостового винта. В результате возникновения неуравновешенных сил на хвостовом винте произошло частичное разрушение остальных двух лопастей винта, а также средней части концевой балки с последующим отрывом хвостового редуктора с верхней частью концевой балки. После отрыва хвостового винта вертолет потерял управляемость, перешел в отвесное падение и с правым креном ударился о землю.
    Истинную причину отрыва лопасти №2 хвостового винта определить не представилось возможным. Предположительными причинами этого могли быть:
    а) некачественная структура материала цапфы осевого шарнира лопасти №2 в месте разрыва;
    б) удар ребром атаки лопасти №2 о посторонний предмет, о чем свидетельствуют следы удара на ребре атаки и характер места отрыва.
    Происшествию способствовало:
    а) нарушение экипажем правил полетов на территории СССР;
    б) ошибки экипажа в технике пилотирования.
    Проведенное позже исследование хвостового винта в ГосНИИ ГА не подтвердило заключение комиссии о причинах его разрушения. По заключению ГосНИИ ГА, катастрофа произошла по причине разрушения концевой части лопасти №1 хвостового винта за сечением, отстоящим на 800 мм от проушин ее крепления к втулке, в результате удара лопасти о посторонний неметаллический предмет продолговатой цилиндрической формы. Характер разрушения лопасти №1 дает основание сделать вывод, что она разрушилась вследствие удара о толстую ветвь дерева. В результате возникновения неуравновешенных сил на хвостовом винте, лопасть №2 дважды ударила по концевой балке, разрушила ее конструкцию и разрушилась сама. Вследствие увеличения неуравновешенных сил произошел отрыв хвостового редуктора с частью концевой балки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.