Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12М Северо-Кавказского терр. управления ГВФ в районе Красноармейского
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 июня 1964 г.
Время:  15:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ростовская область, Пролетарский район, совхоз "Красноармейский"
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-22316
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Шахтинский ОАО
 


Описание
    Пилот 232 летного отряда Шахтинского ОАО СКТУ ГВФ выполнял АХР по опрыскиванию горчицы в совхозе «Красноармейский» Пролетарского района Ростовской области. После начала работ утром пилот выполнил 8 полетов, затем прекратил полеты из-за усиления ветра.
    В 13:00 с целью определения возможности продолжения полетов при скорости ветра, превышающей установленную норму для этого вида работ, пилот совместно с агрономом непосредственно на участке проверили эффект опрыскивания. Эффект был положительным. После этого пилот принял решение продолжить полеты при наличии ветра со скоростью до 10 м/с.
    Полеты были продолжены в 14:40. На 4-м полете после перерыва, после выброса химжидкости и окончания гона пилот, набрав высоту 25-30 м, стал производить левый разворот для выхода на очередной гон так называемым «обратным стандартным разворотом», что непредусмотрено Руководством по АХР. В процессе разворота пилот допустил крен более 45°. Увеличение крена было вызвано стремлением пилота выйти в створ сигнальщиков на очередной гон. Увеличению крена в момент разворота также способствовала большая скорость ветра у земли до 10 м/с с направлением составляющей перпендикулярно продольной оси самолета с внешней стороны разворота.
    Самолет после разворота на 150°, находясь в левом крене, начал резко снижаться. Пытаясь вывести самолет из создавшегося положения, пилот взял триммер полностью на себя, что еще больше способствовало выходу самолета на большие углы атаки и потере скорости. При дальнейшем снижении самолет зацепился левой плоскостью за землю и при продвижении по земле начал разрушаться и загорелся. Самолет полностью разрушен и сгорел. Пилот погиб. Катастрофа произошла в 15:45 в районе пос. Красноармейский (25 км южнее пос. Зимовники).
    Фактическая погода за 16:00 по данным Зимовецкой метеостанции - облачность 9 баллов, верхняя, видимость 20 км, ветер 160° 10 м/с, температура +30°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22316
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.10.1958
Заводской номер ВС 138485
Наработка ВС (часы) 2874
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 33139


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Шахтинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилась ошибка пилота, допустившего выполнение разворота с креном более 45° на высоте 25-30 м, что привело к потере скорости и высоты.
    Главной причиной катастрофы явилось выполнение левого разворота для выхода на очередной гон так называемым «обратным стандартным разворотом», не предусмотренным Руководством по АХР, на малой высоте и с креном, превышающим допустимый, что привело к потере самолетом скорости и высоты и столкновению с землей.
    Сопутствующие причины:
    1) Нарушение командованием руководящих документов при вводе в строй, выразившееся в допуске пилота к АХР без предварительного предоставления ему самостоятельного налета с грузом;
    2) Нарушение пилотом порядка выполнения АХР, выразившееся в самовольном выполнении полетов по опрыскиванию без предварительной тренировки к этому виду работ, выполнении полетов на высоте ниже установленной и при скорости ветра свыше нормы;
    3) Слабый контроль со стороны командования отряда за работой экипажей на оперативных точках.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.