Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1А Северо-Кавказского терр. управления ГВФ в районе н.п. Кировский
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 июня 1964 г.
Время:  18:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, Лабинский район, 12 км западнее пос. Кировский
Тип ВС:  Ми-1А
Регистрация ВС:  СССР-40494
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Ставропольский ОАО
 


Описание
    С 20 апреля 1964 г. пилот 83 летного отряда Ставропольского ОАО по договору с 96-й партией Кольцовской геологической экспедиции выполнял аэросъемочные и транспортные полеты в районе пос. Псебай с местом базирования в н.п. Кировский Лабинского района Краснодарского края.
    В день происшествия пилот с утра выполнил два аэросъемочных полета с общим налетом 5 часов 15 минут. После короткого отдыха пилот получил заявку на выполнение транспортного полета по маршруту Псебай - Адлер, но из-за отсутствия благоприятных метеоусловий по маршруту вылет был отменен. Около 16 часов пилот получил заявку от заместителя начальника партии на выполнение обзорного полета по маршруту Кировский - район пастбищ на горах Бамбак и Дзювя (район работы 96-й партии). Взяв на борт начальника Лабинского колхозно-совхозного производственного управления и главного лесничего Кавказского государственного заповедника, пилот произвел взлет в 16:55.
    Фактическая погода была: ясно, видимость более 10 км, ветер 2-3 м/с. Полетный вес и центровка не превышали установленных норм.
    С выполнения задания пилот не вернулся. Организованными поисками вертолет обнаружен на следующий день на маршруте полета в ущелье реки Уруштен потерпевшим катастрофу. Пилот и пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 18:00 в 12 км западнее пос. Кировский (43°55’40”СШ, 40°36’00”ВД).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40494
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.08.1959
Заводской номер ВС 14007
Наработка ВС (часы) 1029
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 539136


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Ставропольский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что во время полета вдоль ущелья вертолет на высоте 150-160 м столкнулся с двумя стальными тросами диаметром 22 мм, протянутыми с высоты 300 м с одной стороны ущелья на другую вниз под углом 45°.
    Согласно заключению комиссии, есть основание полагать, что, окончив обзорный полет в районе пастбищ, пилот, не набирая высоту, продолжал полет с некоторым снижением в направлении пункта вылета, расположенного ниже. При пролете узкой части ущелья вследствие недостаточной освещенности и затенения тросов общим фоном местности пилот не увидел тросов, что и привело к столкновению вертолета с ними.
    Тросы в этом ущелье были натянуты на высоте 280-300 м летом 1962 г с целью сбрасывания древесины в русло реки Уруштен для ее последующего сплава по распоряжению руководства Краснодарского крайтопа, в нарушение §38 п.3 Воздушного Кодекса СССР, без согласования и информирования командования СКТУ ГВФ, в 22 км от а/п Псебай.
    Командование подразделения, заключая договор на производство сложных работ на малых высотах в горной местности, о наличии этих препятствий в районе работ не знало и должных мер к разрешению этого вопроса не проявило, хотя командир 83 ЛО знал о наличии тросов в ущельях в других районах. Ни руководители геологической партии, ни пилот вертолета также не проявили должного внимания к изучению района работ в части выявления наличия препятствий на маршруте полетов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с тросами, натянутыми в ущелье.
    Главной причиной катастрофы является нарушение §38 п.3 Воздушного Кодекса СССР руководством Краснодарского крайтопа, выразившееся в установке в районе а/п МВЛ Псебай тросов на высоте более 200 м.
    Сопутствующие причины: серьезные недостатки и упущения в организации и производстве съемочных полетов в горной местности со стороны командования Ставропольского ОАО и руководства экспедиции, а также недостаточное изучение района предстоящих работ со стороны пилота.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.