Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Киргизской ОАГ ГВФ в Джамбульской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 сентября 1964 г.
Время:  12:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Джамбульская область, 12 км юго-восточнее с. Мерке
Тип ВС:  Ми-1МНХ
Регистрация ВС:  СССР-17801
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизская отдельная авиагруппа ГВФ, Фрунзенский ОАО
 


Описание
    Пилот 180 летного отряда Фрунзенского ОАО выполнял внерейсовый полет с почтой по маршруту Фрунзе - Чалдовар - перевал Тузашу - Талас - Кировка и обратно.
    В 08:54 мск пилот произвел взлет из а/п Талас. На борту находилось 20 кг почты. Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы.
    Прогноз погоды, полученный пилотом перед вылетом из Таласа, по маршруту Талас -Фрунзе с 8 до 11 часов предусматривал: облачность 2-5 баллов кучевая высотой 3500-4000 м, видимость 4-10 км, ветер 260 ° 30-40 км/ч. Перевал открыт. Прогноз погоды соответствовал минимуму трассы.
    Диспетчер РДП а/п Фрунзе при таком прогнозе погоды выпустил вертолет по ПВП. В 09:15 пилот доложил в а/п Талас: «Над перевалом 3600 визуально, немного болтает, разрешите связь с Тавридой (а/п Фрунзе). По разрешению диспетчера а/п Талас пилот перешел на связь с диспетчером РДП а/п Фрунзе и в 09:22 доложил ему: «Прошел в 09:15 перевал 3500 м, сейчас высота облачности 3400 м примерно, иду над облаками». Этот доклад ставил диспетчера в известность, что в данный момент пилот выполняет полет при условиях ниже установленного минимума трассы. Но диспетчер, имея ранее полученный доклад от экипажа Ил-14 №1651, что облачность 7-8 баллов только у подножия гор, не возвратил вертолет и разрешил пилоту снижение по трассе на Чалдовар. Пилот не мог выполнить этой команды и запросил разрешение следовать на Чалдовар на высоте 3500 м, так как внизу была плотная облачность 7-8 баллов, о чем он доложил диспетчеру. Диспетчер на этот доклад только подтвердил условия снижения (снижение только строго визуально). На запрос диспетчера об условиях полета пилот передал: «высота 3500 м, сейчас над Чалдоваром, облачность 9-10 баллов, видимость отличная. Диспетчер еще раз уточнил условия полета и получил ответ, что пилот следует визуально. Этим докладом пилот ввел диспетчера в заблуждение, так как получалось, что облачность 9-10 баллов выше полета. Диспетчер дал команду снижаться до высоты 2400 м на Кара-Балту. Затем пилот доложил, что ничего не видит из-за сплошных облаков. Диспетчер приказал ему следовать в район, где он выполнял полет визуально. Фактически это был не район, а лишь просвет и найти его было, естественно, трудно.
    На высоте 3100 м пилот докладывал, что он то видит горы, то не видит, а затем попал в облака. В облаках он стал в круг с набором высоты, чтобы выйти из облачности вверх. Через 20 секунд с момента попадания в облачность пилот доложил, что сильная болтанка, а еще через 40 секунд закричал: «Падаю!»
    Очевидцы (рабочие свекловодческого совхоза «Мерке») показали, что вертолет вышел из облаков со снижением и после сильного хлопка у него отделился несущий винт и начали отделяться другие части. Вертолет упал в 12:30 местного времени, в 12 км юго-восточнее села Мерке Джамбульской области Казахской ССР. Пилот погиб. От места падения на 5 км к юго-западу были обнаружены куски обшивки несущего винта, разбросанные по направлению падения. На расстоянии 3-4 км от места падения обнаружено битое стекло пилотской кабины, затем часть хвостовой балки, промежуточный редуктор, хвостовой винт, куски лонжеронов несущего винта, а в 300 м в стороне - несущий винт с редуктором. Фюзеляж коснулся земли без поступательной скорости.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1МНХ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-17801
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.12.1961
Заводской номер ВС 301024
Наработка ВС (часы) 254
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 539214


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизская отдельная авиагруппа ГВФ, Фрунзенский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Талас
Пункт назначения Фрунзе
Начальный пункт маршрута Талас
Конечный пункт маршрута Фрунзе


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилось разрушение вертолета в воздухе вследствие удара лопастью несущего винта по хвостовой балке. Предположительно, при попадании вертолета в облака при наличии сильной болтанки и крена вертолета, создался нерасчетный режим полета.
    Главной причиной катастрофы явилось нарушение минимума погоды по трассе пилотом.
    Способствующие причины:
    - нарушение правил руководства полетами диспетчером РДП а/п Фрунзе;
    - частично неоправдавшийся прогноз погоды по трассе, в части количества и высоты облачности, составленный АМСГ а/п Фрунзе.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.