Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Северо-Кавказского терр. управления ГВФ в районе ст. Саратовская
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 сентября 1964 г.
Время:  04:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, Белореченский район, близ станицы Саратовская
Тип ВС:  Ми-1МНХ
Регистрация ВС:  СССР-81513
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Краснодарский ОАО
 


Описание
    3 сентября 1964 г. экипаж 81 летного отряда Краснодарского ОАО (командир звена и пилот вертолета Ми-1), авиатехник и авиамеханик прибыли в табаксовхоз «Саратовский» Белореченского производственного колхозно-совхозного управления Краснодарского края с целью опыления табака против озимой совки. С 4 по 8 сентября полеты производились поочередно командиром звена и пилотом, который был впервые допущен к АХР на Ми-1 и производил полеты под контролем командира звена.
    Закончив полеты во 2-м отделении совхоза, экипаж 8 сентября должен был перелететь на площадку 1-го отделения этого же совхоза.
    В 04:53, после подготовки к полету, экипаж произвел взлет для перелета на новую площадку, расположенную на расстоянии 5,5 км. На борту находились командир звена, пилот и авиатехник. Авиамеханик, по указанию авиатехника, выехал на площадку с обслуживающей бригадой до вылета вертолета. Пилотировал командир звена.
    Прибыв на площадку и не дождавшись вертолета, авиамеханик вернулся обратно и в 08:30 обнаружил вертолет потерпевшим катастрофу в 840 м от места взлета. Экипаж и авиатехник погибли. Катастрофа произошла в 04:55.
    Комиссия установила, что взлет произведен до начала рассвета. Взлетный вес и центровка не превышали установленные нормы.
    Прогноз погоды с 5 до 12 часов предусматривал: облачность 2-5 баллов слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, 3-7 баллов верхняя, средняя, видимость 4-10 км, в начале срока местами дымка при видимости 2-4 км, ветер 40-70° 2-5 м/с.
    Фактическая погода, зарегистрированная метеостанцией н.п. Горячий Ключ (10 км от места происшествия) за 08:20 - ясно, видимость 20 км, ветер юго-западный 1 м/с, над рекой туман, что не предусматривалось прогнозом погоды, выданным Краснодарской АМСГ.
    После взлета командир звена попал в туман. Оказавшись в сложных метеоусловиях, он левым разворотом вернулся в сторону площадки вылета, которую также закрыло туманом. Ночью и в тумане командир звена потерял пространственное положение. Вертолет с большим правым креном, вначале лопастями несущего винта, а затем носовой частью пилотской кабины ударился о землю и потерпел катастрофу. Разрушенный и частично сгоревший вертолет стоит под наклоном на левой стойке шасси и подломленной правой стойке шасси, на сельскохозяйственном поле.
    На месте происшествия установлено, что на вертолете выключено зажигание, трансмиссия и аккумулятор, пожарный кран закрыт, заторможены несущий винт и колеса шасси, сброшен «шаг-газ». Это дает право предположить, что командир звена, оказавшись в сложной обстановке, растерялся и решил произвести посадку на авторотации несущего винта на ровную местность, но с посадкой не справился.
    Накануне экипаж нарушал предполетный отдых, распив на четверых пол-литра водки (на момент гибели все трое погибших были в трезвом состоянии - наличия алкоголя у них не обнаружено).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1МНХ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-81513
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.03.1964
Заводской номер ВС 603008
Наработка ВС (часы) 107
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6334133


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Краснодарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с землей вследствие потери пространственного положения командиром звена.
    Главной причиной катастрофы явилась недисциплинированность командира звена, нарушившего требования НПП ГА-58 и Руководства по АХР - допустил взлет ночью, нарушил предполетный отдых, полеты на АХР производил при отсутствии инструкции и схем по обработке полей.
    Способствующая причина: отсутствие контроля за организацией и производством полетов на оперативной точке со стороны командования 81 ЛО и Краснодарского ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.