Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Уральского УГА в Красновишерском районе Пермской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 августа 1965 г.
Время:  10:21
Страна:  СССР
Место происшествия:  Пермская область, Красновишерский район, 2 км севернее озера Нюхти
Тип ВС:  Ми-1Т
Регистрация ВС:  СССР-10119
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, Пермский ОАО
 


Описание
    Пилот 122 летного отряда Пермского ОАО Уральского УГА с 19 по 28 августа выполнял полеты по обслуживанию нефтеразведки №4 с базированием в н.п. Березовка Пермской области.
    28 августа пилот и авиатехник вылетели по заявке начальника нефтеразведки №4 по маршруту Березовка - Соликамск - Ныроб с последующей перегонкой вертолета в Пермь для смены двигателя после отработки межремонтного ресурса. В связи с нехваткой светлого времени суток для полета в Ныроб пилот и авиатехник остались на ночевку в а/п Соликамск.
    Утром 29 августа, после предполетной подготовки, пилот с авиатехником на борту произвел взлет в 07:45 мск. Прогноз погоды благоприятствовал полету. Фактическая погода по маршруту соответствовала прогнозируемой. Нижняя кромка неполной облачности была не ниже 1000 м.
    После взлета, выхода из круга и набора высоты пилот доложил диспетчеру а/п Соликамск выход из зоны на высоте 500 м. Через 12-15 минут полета пилот установил связь по УКВ с а/п Ныроб и доложил о расчетном времени прибытия. В дальнейшем связь с пилотом прекратилась, на вызовы диспетчера а/п Ныроб он не отвечал.
    Вертолет, потерпевший катастрофу, обнаружен местными жителями в 3 км левее трассы, в 2 км севернее озера Нюхти Красновишерского района Пермской области (55 км севернее а/п Соликамск) на болотистой местности с редколесьем. Пилот и авиатехник погибли. Катастрофа произошла в 08:21 мск (10:21 местного времени).
    По показаниям очевидцев, их внимание привлек ненормальный звук работы двигателя вертолета. При дальнейшем наблюдении они увидели вертолет, вышедший из облачности со снижением. В этот момент ими был замечен предмет, отделившийся от вертолета. Вертолет, разрушаясь, продолжал снижение в режиме спирали с раскачиванием в продольном и поперечном отношении.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-10119
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.07.1956
Заводской номер ВС 6702113
Наработка ВС (часы) 2090
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н82454


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, Пермский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Соликамск
Пункт назначения Ныроб
Начальный пункт маршрута Соликамск
Конечный пункт маршрута Ныроб


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила:
    1) Разрушение вертолета началось в воздухе;
    2) Причиной разрушения вертолета послужил обрыв лопасти №3 хвостового винта ВИШ-306А. В результате обрыва лопасти возникла неуравновешенная центробежная сила, которая привела к отрыву хвостового винта с редуктором от концевой балки. Резкое и значительное изменение центровки вертолета из-за отделения редуктора с хвостовым винтом и возможная попытка пилота взять ручку на себя для вывода вертолета из пикирования привели к удару лопастей несущего винта о хвостовую балку и их дальнейшему разрушению. Вертолет в режиме спирали с большой вертикальной скоростью в результате столкновения с землей полностью разрушился;
    3) В связи с тем, что барограф вертолета найти не удалось, истинную высоту полета установить не представилось возможным. В то же время комиссия считает, что показания очевидцев о выходе вертолета из облачности со снижением связаны с их углом зрения с поверхности земли и лесистой местности.
    Заключение ГосНИИ ГА опровергло вывод комиссии об обрыве лопасти хвостового винта, как о первопричине летного происшествия.
    В заключении ГосНИИ ГА указывается:
    1) Наиболее вероятной непосредственной причиной разрушения конструкции вертолета являются удары лопастями несущего винта по хвостовой балке.
    2) Предположение комиссии о первоначальном обрыве лопасти хвостового винта в результате лабораторных исследований не подтвердилось.
    В отчете ГосНИИ ГА отмечается имеющаяся частичная отклейка силового набора на обшивке всех лопастей несущего винта, которые эксплуатировались 3 года 3 месяца вместо гарантированных заводом-изготовителем 2-х лет 3-х месяцев.
    По запросу Главной инспекции МГА относительно отсутствия в заключении выводов о причинах катастрофы, ГосНИИ ГА выдал дополнение к заключению, в котором сказано:
    Причинами, вызвавшими нарушение работы несущего винта и удары несущего винта по хвостовой балке могли быть:
    - потеря летчиком пространственной ориентировки из-за полета в облачности;
    - разрушение обшивки одной из лопастей вследствие отклейки из-за просроченного срока хранения и полета в облачности.
    Точно указать причину летного происшествия по имеющимся данным не представляется возможным.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение Главной инспекции МГА: изучением материалов летного происшествия, а также неоднократными исследованиями разрушенных деталей и агрегатов вертолета в ГосНИИ ГА истинную причину летного происшествия установить не удалось.
    В связи с вышеуказанным, летное происшествие считать по неустановленным причинам.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.