|
|
|
Катастрофа Ми-1 Уральского УГА в Красновишерском районе Пермской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 августа 1965 г.
Время: 10:21
Страна: СССР
Место происшествия: Пермская область, Красновишерский район, 2 км севернее озера Нюхти
Тип ВС: Ми-1Т
Регистрация ВС: СССР-10119
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Уральское УГА, Пермский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 122 летного отряда Пермского ОАО Уральского УГА с 19 по 28 августа выполнял полеты по обслуживанию нефтеразведки №4 с базированием в н.п. Березовка Пермской области.
28 августа пилот и авиатехник вылетели по заявке начальника нефтеразведки №4 по маршруту Березовка - Соликамск - Ныроб с последующей перегонкой вертолета в Пермь для смены двигателя после отработки межремонтного ресурса. В связи с нехваткой светлого времени суток для полета в Ныроб пилот и авиатехник остались на ночевку в а/п Соликамск.
Утром 29 августа, после предполетной подготовки, пилот с авиатехником на борту произвел взлет в 07:45 мск. Прогноз погоды благоприятствовал полету. Фактическая погода по маршруту соответствовала прогнозируемой. Нижняя кромка неполной облачности была не ниже 1000 м.
После взлета, выхода из круга и набора высоты пилот доложил диспетчеру а/п Соликамск выход из зоны на высоте 500 м. Через 12-15 минут полета пилот установил связь по УКВ с а/п Ныроб и доложил о расчетном времени прибытия. В дальнейшем связь с пилотом прекратилась, на вызовы диспетчера а/п Ныроб он не отвечал.
Вертолет, потерпевший катастрофу, обнаружен местными жителями в 3 км левее трассы, в 2 км севернее озера Нюхти Красновишерского района Пермской области (55 км севернее а/п Соликамск) на болотистой местности с редколесьем. Пилот и авиатехник погибли. Катастрофа произошла в 08:21 мск (10:21 местного времени).
По показаниям очевидцев, их внимание привлек ненормальный звук работы двигателя вертолета. При дальнейшем наблюдении они увидели вертолет, вышедший из облачности со снижением. В этот момент ими был замечен предмет, отделившийся от вертолета. Вертолет, разрушаясь, продолжал снижение в режиме спирали с раскачиванием в продольном и поперечном отношении.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-1Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-10119 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
17.07.1956 |
Заводской номер ВС |
6702113 |
Наработка ВС (часы) |
2090 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Н82454 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Уральское УГА, Пермский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Соликамск |
Пункт назначения |
Ныроб |
Начальный пункт маршрута |
Соликамск |
Конечный пункт маршрута |
Ныроб |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила:
1) Разрушение вертолета началось в воздухе;
2) Причиной разрушения вертолета послужил обрыв лопасти №3 хвостового винта ВИШ-306А. В результате обрыва лопасти возникла неуравновешенная центробежная сила, которая привела к отрыву хвостового винта с редуктором от концевой балки. Резкое и значительное изменение центровки вертолета из-за отделения редуктора с хвостовым винтом и возможная попытка пилота взять ручку на себя для вывода вертолета из пикирования привели к удару лопастей несущего винта о хвостовую балку и их дальнейшему разрушению. Вертолет в режиме спирали с большой вертикальной скоростью в результате столкновения с землей полностью разрушился;
3) В связи с тем, что барограф вертолета найти не удалось, истинную высоту полета установить не представилось возможным. В то же время комиссия считает, что показания очевидцев о выходе вертолета из облачности со снижением связаны с их углом зрения с поверхности земли и лесистой местности.
Заключение ГосНИИ ГА опровергло вывод комиссии об обрыве лопасти хвостового винта, как о первопричине летного происшествия.
В заключении ГосНИИ ГА указывается:
1) Наиболее вероятной непосредственной причиной разрушения конструкции вертолета являются удары лопастями несущего винта по хвостовой балке.
2) Предположение комиссии о первоначальном обрыве лопасти хвостового винта в результате лабораторных исследований не подтвердилось.
В отчете ГосНИИ ГА отмечается имеющаяся частичная отклейка силового набора на обшивке всех лопастей несущего винта, которые эксплуатировались 3 года 3 месяца вместо гарантированных заводом-изготовителем 2-х лет 3-х месяцев.
По запросу Главной инспекции МГА относительно отсутствия в заключении выводов о причинах катастрофы, ГосНИИ ГА выдал дополнение к заключению, в котором сказано:
Причинами, вызвавшими нарушение работы несущего винта и удары несущего винта по хвостовой балке могли быть:
- потеря летчиком пространственной ориентировки из-за полета в облачности;
- разрушение обшивки одной из лопастей вследствие отклейки из-за просроченного срока хранения и полета в облачности.
Точно указать причину летного происшествия по имеющимся данным не представляется возможным.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение Главной инспекции МГА: изучением материалов летного происшествия, а также неоднократными исследованиями разрушенных деталей и агрегатов вертолета в ГосНИИ ГА истинную причину летного происшествия установить не удалось.
В связи с вышеуказанным, летное происшествие считать по неустановленным причинам.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|