Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-12Б Якутского УГА в а/п Батагай
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 мая 1971 г.
Время:  13:01
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Батагай
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  СССР-11024
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Якутский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял внерейсовый полет по маршруту Якутск – Батагай. На борту находилось 11350 кг груза (трубы) и двое сопровождающих. Взлетный вес и центровка не выходили за установленные пределы, замечаний по работе материальной части до момента происшествия не было.
    Экипаж перед снижением получил условия захода: облачность 5/4 балла кучевая 1500 м, верхняя, видимость 50 км, ветер 285° 5 м/с, порывы до 8 м/с, давление 728 мм рт.ст., курс посадки 225°.
    Зачитав контрольную карту, экипаж приступил к снижению. Режимы полета на снижении и предпосадочной прямой выдерживались расчетные. Закрылки были установлены на 25°. В начале полосы, на высоте около 1 м, командир корабля установил РУД внутренних двигателей на 0° по УПРТ. Приземление самолета произошло с перелетом посадочного Т на 74 м, на скорости 250 км/ч. Посадка, по словам экипажа и очевидцев, была мягкой. После опускания передней ноги (на расстоянии 105 м от точки первого касания ВПП) экипаж услышал резкий удар в районе правой стойки шасси, загудела сирена. По команде командира корабля винты были сняты с упора. Дальнейший пробег проходил с увеличивающимся правым креном. На удалении 350 м от момента приземления, на скорости около 210 км/ч, произошло касание ОЧК правой плоскости и винтом двигателя №4 поверхности ВПП. По команде «флюгируй!» бортмеханик зафлюгировал винты всех двигателей. Винт двигателя №4 во флюгер не вошел. При дальнейшем движении самолет сошел с ВПП и на расстоянии 27 м от обочины ВПП столкнулся с земляным валом шириной 13 м и высотой 65 см относительно поверхности ВПП. Столкновение с валом произошло вначале правой ОЧК и двигателем №4, отчего самолет развернуло почти под 90° к линии движения. При движении по земляному валу разрушилась левая и носовая стойки шасси. Перелетев вал, самолет упал на левую сторону фюзеляжа и левую плоскость. От удара левая ОЧК переломилась. От удара о земляной вал двигатель №4 загорелся, моторама разрушилась, двигатель отвалился. Пожар потушен прибывшей пожарной командой. Самолет остановился на расстоянии 710 м от точки касания и на расстоянии 30 м от обочины ВПП. Экипаж получил незначительные ушибы. Груз с места не сдвинулся.
    Посадочный вес в момент происшествия составлял 53855 кг, центровка 25,3% САХ. Ветер в момент происшествия был 255° 5 м/с, порывы 9 м/с. ЛП произошло в 09:01 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-11024
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.03.1967
Заводской номер ВС 7344809
Наработка ВС (часы) 5532
Наработка ВС (циклы) 1225
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Якутский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Батагай
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Батагай


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что при выполнении посадки во время пробега (через 130 м от места касания) произошло разрушение передней цапфы правой стойки шасси, в результате чего самолет уклонился от оси ВПП и коснулся ее поверхности правой ОЧК и воздушным винтом внешнего правого двигателя. После схода с ВПП он столкнулся с земляным валом и частично разрушился.
    При визуальном осмотре места излома передней цапфы правой амортстойки обнаружено, что основная площадь излома имеет вид хрупкого разрушения. Начальным местом разрушения является правая нижняя часть галтельного перехода цапфы.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    1) Причиной летного происшествия явилось разрушение передней цапфы правой амортстойки в процессе послепосадочного пробега.
    2) Возможной причиной разрушения передней цапфы правой амортстойки явилась длительная эксплуатация самолета в условиях низких температур с большим количеством посадок при максимально допустимом посадочном весе самолета и на повышенных скоростях (с закрылками, выпущенными на 25°).
    3) Комиссия не имела возможности точно установить параметры посадки из-за отсутствия на борту самолета самописцев КА-3-63 и МСРП-12 (оборудование самолета МСРП-12 по согласованному МАП и МГА графику планировалось на ноябрь 1971 г.).
    4) Выпуск закрылков на 25° при посадке самолета Ан-12 приводит к увеличению посадочной скорости приблизительно на 20 км/ч по сравнению с закрылками, выпущенными на 35°.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.