|
|
|
Катастрофа Ми-1 Казахского УГА в районе Баршатаса |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 июля 1965 г.
Время: 16:55
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Семипалатинская область, 35 км северо-западнее а/п Баршатас, Аягузский район
Тип ВС: Ми-1М
Регистрация ВС: СССР-81541
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Бурундайский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот Бурундайского ОАО воздушных съемок вылетел в 16:00 местного времени из н.п. Баршатас на производство гравиметрической съемки с посадками через 2…3 км с двумя бортоператорами на борту по заявке начальника партии Южно-Казахстанской экспедиции.
Погода в районе полета была: облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 4-7 баллов кучево-дождевая высотой 600-1000 м. От Баршатаса на север грозовое положение, видимость 6-10 км, ветер 300-320° 15-25 км/ч, горы открыты.
Выполнив 4 полета, пилот произвел посадку на точке №510 (35 км северо-западнее а/п Баршатас) против ветра в северо-западном направлении, на удалении 100 м с левой стороны от телефонной линии.
После снятия отсчетов бортоператорами, пилот в 16:55 местного времени произвел взлет против ветра, набрал высоту 50 м, выполнил левый разворот на 180° и стал выходить на точку последнего приземления правым доворотом на 30-40°. В это время бортоператор сделал отсечку на секундомере.
В процессе выполнения правого доворота, в результате попадания в вихрь, вертолет резко развернуло влево на 40-50° с уменьшением поступательной скорости ниже 40 км/ч. Вертолет с правым креном и скольжением начал резко снижаться к земле. Наличие вихрей в день происшествия подтверждается бортоператорами. Попадание вертолета в вихрь с уменьшением поступательной скорости способствовало его входу в режим «вихревого кольца» с вертикальной скоростью снижения более 5 м/с. Для восстановления управляемости (по показаниям бортоператоров) пилот прилагал большие физические усилия. При сложившейся метеообстановке и малой высоте пилот не смог вывести вертолет из режима «вихревого кольца». Со скольжением вправо, без поступательной скорости, вертолет левым шасси ударился о землю, затем отделился от земли. В результате удара о землю были разрушены правая сторона шасси, отвалилась хвостовая балка. Вертолет с левым вращением упал на землю на левый борт. В момент удара о землю пилот и один из бортоператов были выброшены из кабины. Пилот получил тяжелые ранения и на 7-ые сутки скончался в больнице, не приходя в сознание. Бортоператор получил легкие ранения. Второй бортоператор невредим.
После катастрофы, через 10-20 минут, пошел ливневый дождь с грозой.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-1М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-81541 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
05.11.1964 |
Заводской номер ВС |
403040 |
Наработка ВС (часы) |
475 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Бурундайский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы: причиной катастрофы явилось попадание вертолета в вихрь на малой высоте, который способствовал образованию режима «вихревого кольца». |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|