Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Казахского УГА в районе Баршатаса
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 июля 1965 г.
Время:  16:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Семипалатинская область, 35 км северо-западнее а/п Баршатас, Аягузский район
Тип ВС:  Ми-1М
Регистрация ВС:  СССР-81541
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Бурундайский ОАО
 


Описание
    Пилот Бурундайского ОАО воздушных съемок вылетел в 16:00 местного времени из н.п. Баршатас на производство гравиметрической съемки с посадками через 2…3 км с двумя бортоператорами на борту по заявке начальника партии Южно-Казахстанской экспедиции.
    Погода в районе полета была: облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 4-7 баллов кучево-дождевая высотой 600-1000 м. От Баршатаса на север грозовое положение, видимость 6-10 км, ветер 300-320° 15-25 км/ч, горы открыты.
    Выполнив 4 полета, пилот произвел посадку на точке №510 (35 км северо-западнее а/п Баршатас) против ветра в северо-западном направлении, на удалении 100 м с левой стороны от телефонной линии.
    После снятия отсчетов бортоператорами, пилот в 16:55 местного времени произвел взлет против ветра, набрал высоту 50 м, выполнил левый разворот на 180° и стал выходить на точку последнего приземления правым доворотом на 30-40°. В это время бортоператор сделал отсечку на секундомере.
    В процессе выполнения правого доворота, в результате попадания в вихрь, вертолет резко развернуло влево на 40-50° с уменьшением поступательной скорости ниже 40 км/ч. Вертолет с правым креном и скольжением начал резко снижаться к земле. Наличие вихрей в день происшествия подтверждается бортоператорами. Попадание вертолета в вихрь с уменьшением поступательной скорости способствовало его входу в режим «вихревого кольца» с вертикальной скоростью снижения более 5 м/с. Для восстановления управляемости (по показаниям бортоператоров) пилот прилагал большие физические усилия. При сложившейся метеообстановке и малой высоте пилот не смог вывести вертолет из режима «вихревого кольца». Со скольжением вправо, без поступательной скорости, вертолет левым шасси ударился о землю, затем отделился от земли. В результате удара о землю были разрушены правая сторона шасси, отвалилась хвостовая балка. Вертолет с левым вращением упал на землю на левый борт. В момент удара о землю пилот и один из бортоператов были выброшены из кабины. Пилот получил тяжелые ранения и на 7-ые сутки скончался в больнице, не приходя в сознание. Бортоператор получил легкие ранения. Второй бортоператор невредим.
    После катастрофы, через 10-20 минут, пошел ливневый дождь с грозой.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-81541
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.11.1964
Заводской номер ВС 403040
Наработка ВС (часы) 475
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Бурундайский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: причиной катастрофы явилось попадание вертолета в вихрь на малой высоте, который способствовал образованию режима «вихревого кольца».


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.