Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12А Казахского УГА в районе Семипалатинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 марта 1965 г.
Время:  13:56
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Семипалатинская область, район а/д Семипалатинск
Тип ВС:  Як-12А
Регистрация ВС:  СССР-90632
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Семипалатинский ОАО
 


Описание
    Пилот 256 летного отряда Семипалатинского ОАО выполнял транспортные рейсы по маршруту Семипалатинск - Коконь (без посадки) - Аршалы и обратно. Выполнив первый рейс, пилот произвел посадку в а/п Семипалатинск в 13:29.
    Перед вторым вылетом полетный вес составлял 1517 кг. Загрузка составляла 3 взрослых пассажира и 18 кг багажа (всего 243 кг).
    Пилот запросил диспетчера КДП вырулить на старт. Диспетчер разрешил выруливать с МКвзл=196°. Пилот вторично запросил диспетчера, сказав, что он на лыжах. Тогда диспетчер КДП разрешил МКвзл=256°.
    Вырулив на временную ГВПП с МКвзл=270° со снегом, находящуюся на 650 м правее оси ВПП с МКвзл=256° и заняв исполнительный старт, пилот запросил разрешение на взлет. Получив разрешение диспетчера КДП, пилот передал: «Взлет произвел, левым на курс, набор». Диспетчер ответил: «Разрешаю ПВП из круга на 300 метров». Пилот передал: «Вас понял». Дальнейшая связь с самолетом прекратилась.
    Согласно расшифровке пленки магнитофона, взлет Як-12А произведен в 13:51:38. В это время на исполнительный старт с МКвзл=256° выруливал Ил-18 №75524 Алма-Атинского ОАО, который взлетел в 13:55:09, а через 2 минуты 26 секунд передал диспетчеру КДП: «Вижу лежит левее полосы самолет между дальней и ближней».
    Самолет Як-12А обнаружен в перевернутом положении на расстоянии 500 м левее продолжения оси ВПП с МКвзл=256° и в 2,5 км от выходного торца этой ВПП с положением продольной оси самолета на курсе 312°. Пилот и пассажиры погибли.
    Фактическая погода в момент происшествия: ясно, видимость 7 км, дымка, ветер 190° 2 м/с.
    Комиссия установила, что падение самолета произошло в перевернутом положении. Это полностью подтверждает то, что падение самолета произошло от воздействия возмущенного воздушного потока от струи проходящего самолета. При полете с пересекающим курсом следования самолет Як-12А попал в струю самолета Ил-18 №75524. По произведенным расчетам установлено, что самолет Як-12А в точке пересечения полета Ил-18 на удалении 1500 м от БПРМ находился в непосредственной близости в незначительной разнице по высоте с Ил-18.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-90632
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.09.1958
Заводской номер ВС 06609
Наработка ВС (часы) 2876
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ИС3666


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Семипалатинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Семипалатинск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Семипалатинск
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Основной причиной ЛП является грубое нарушение требований НПП ГА-58, §§109-110, пилотом в части выполнения правил полетов по ПВП и нарушение инструкции по организации и руководству полетов самолетов воинской части и ГА на а/п Семипалатинск.
    Способствующие причины: серьезные недостатки командно-руководящего состава Семипалатинского ОАО в организации взаимодействия в руководстве совместных полетов гражданских и военных самолетов в зоне АДС и низкой требовательности в части летного состава по выполнению правил полетов на МВЛ.
    В приказе начальника Казахского УГА также указывается:
    Руководитель полетов воинской части, находясь на КДП, являясь старшим руководителем полетов при совместных полетах, отвлек свое внимание по заводу на посадку самолетов ВВС, не проанализировал воздушную обстановку, дал разрешение диспетчеру КДП на взлет самолета Ил-18, не зная местонахождение самолета Як-12. Диспетчер КДП, являясь помощником руководителя полетов, не осуществлял активного руководства движением самолетов, ясно не представляя воздушную обстановку, в результате чего не предотвратил опасного сближения самолетов. Пилот Як-12, получив указание диспетчера КДП после взлета следовать по ПВП, в нарушение ИПП а/п Семипалатинск не запросил условий и разрешения на пересечение створа ВПП с МК=256°, не выдержал положенной дистанции, вследствие чего оказался в непосредственной близости к взлетевшему Ил-18, попал в возмущенный поток. Неуправляемый самолет в перевернутом положении упал на землю и потерпел катастрофу.
    Главная инспекция МГА рекомендовала Казахскому УГА провести дорасследование катастрофы в связи с тем, что выводы комиссии противоречат показаниям экипажа Ил-18 (экипаж Ил-18, пролетая между БПРМ и ДПРМ, уже видел самолет Як-12 лежащим на земле, о чем передал диспетчеру, то есть, Як-12 никак не мог попасть в спутный след от Ил-18). В то же время, в своих показаниях экипаж Ил-18 указывает, что при нахождении их самолета на предварительном старте неожиданно для себя они увидели истребитель МиГ-17, который прошел над ВПП с МК=256° с убранным шасси и перешел в набор высоты. Об этом самолете никакой информации экипажу Ил-18 диспетчером КДП не передавалось. Лишь по запросу экипажа после пролета военного самолета диспетчер ответил: «Это разведчик».
    О результатах дорасследования (и проводилось ли оно) в материалах расследования информации нет.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.