Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-18 Приволжского УГА в Шарлыкском районе Оренбургской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 мая 1965 г.
Время:  17:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Оренбургская область, Шарлыкский район, 1 км северо-восточнее села Илькульган
Тип ВС:  Ка-18
Регистрация ВС:  СССР-64627
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Уфимский ОАО
 


Описание
    С 25 мая пилот вертолета 172 летного отряда Уфимского ОАО и авиатехник выполняли заказные работы по заявке районного энергетического управления «Оренбургэнерго» из а/п Оренбург.
    30 мая в 06:21 пилот вылетел по маршруту Оренбург - Пономаревка - Абдулино - Оренбург с целью осмотра ЛЭП. На борту находился пассажир: управляющий «Оренбургэнерго».
    В 08:00 пилот произвел посадку в а/п МВЛ Пономаревка, дозаправил 100 литров топлива в подвесные баки и в 08:20 вылетел в Абдулино.
    Посадка в а/п МВЛ Абдулино произведена в 09:05. Там, по указанию управляющего «Оренбургэнерго» пилот взял на борт второго пассажира - начальника «Сельэнерго» Абдулинского р-на, и в 09:30 вылетел по облету ЛЭП района Абдулино. Во время облета было произведено три посадки на опорных точках. Выполнив задание, в 12:28 пилот вернулся в а/п Абдулино и высадил начальника «Сельэнерго».
    Получив из Оренбурга продление прогноза погоды, взяв на борт по указанию управляющего «Оренбургэнерго» пассажира - директора Абдулинского райпищеторга, в 13:48 пилот произвел взлет для обратного полета в Оренбург.
    В 14:15 произведена посадка в а/п Пономаревка, где дозаправлено 140 литров топлива в подвесные баки. В 14:30 пилот вылетел на Оренбург. Полетный вес и центровка не превышали установленных норм.
    Через 30 минут после взлета, в 15:00 мск, вертолет потерпел катастрофу в 1 км северо-восточнее н.п. Илькульган Шарлыкского р-на Оренбургской области. Пилот и оба пассажира погибли.
    Комиссия установила, что в 1 км от села Илькульган, в горизонтальном полете на высоте 300 м, при нормальной работе двигателя, вертолет начал разрушаться и упал на правый борт без поступательного продвижения по земле и без проворачивания концевых частей лопастей несущих винтов. При ударе о землю вертолет и двигатель полностью разрушились. Разрушенные части несущих винтов размерами от 10 до 50 см разбросаны в секторе полета на расстоянии 600-700 м от места падения фюзеляжа. Левая часть стабилизатора с шайбой лежит в 132 м, правая часть стабилизатора с шайбой - в 282 м от места падения фюзеляжа. Место катастрофы представляет собой холмистую местность с травяным покровом.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-18
Регистрационный номер (id) ВС СССР-64627
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1960
Заводской номер ВС 1807-08
Наработка ВС (часы) 520
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КФ-232036


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Уфимский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Пономаревка
Пункт назначения Оренбург
Начальный пункт маршрута Абдулино
Конечный пункт маршрута Оренбург


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Падение вертолета произошло вследствие полной потери подъемной силы и управляемости несущими винтами в результате разрушения редуктора РВ-15, приведшее затем к схлестыванию лопастей. Разрушение редуктора РВ-15 произошло в результате скалывания зуба сателлита и попадания его во впадину венца ведомой шестерни вала верхнего винта. Это вызвало мгновенное торможение винтов, что подтверждается деформацией передних упоров вертикальных шарниров верхнего и нижнего винтов и передачей ударной нагрузки на основание картера, что привело к его разрушению. Полное разрушение основания картера привело к выходу шестерен редуктора из зацепления, к последующей потере тяги и управляемости винтов, затем к схлестыванию лопастей.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с землей вследствие полной потери подъемной силы и управляемости несущими винтами из-за разрушения редуктора РВ-15, приведшее к схлестыванию лопастей и разрушению несущей системы вертолета.
    Комиссия рекомендовала приостановить эксплуатацию вертолетов Ка-15 и Ка-18 до устранения конструктивно-производственных недостатков редукторов РВ-15 и несущей системы вертолетов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.