Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Узбекского УГА в районе Комсомольска-на-Устюрте
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 июня 1965 г.
Время:  02:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Каракалпакская АССР, Аральское море, район мыса Кара-Кибер, 12 км северо-восточнее Комсомольска-на-Устюрте
Тип ВС:  Ми-1А
Регистрация ВС:  СССР-40478
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
 


Описание
    18 июня 1965 г. и.о. к-ра 2 АЭ 164 летного отряда Сергелийского ОАО Панечко А.Г (здесь и далее все фамилии изменены). вылетел для проведения организации работ на оперативных точках экипажей, работающий по обслуживанию газопровода Бухара - Урал. 21 июня он прибыл на оперативную точку КС-7 (пос. Комсомольск-на-Устюрте), где после контрольных полетов допустил к самостоятельной работе пилота Рагимова Н.Р.
    24 июня пилот Рагимов вылетел по заданию в северном направлении по трассе газопровода, для проверки кранов. На борту находился начальник Южноустюртского районного управления газопровода Бухара - Урал Сергачев В.В. и зам. нач. управления газопровода по снабжению Вайсс М.А.
    В полете пилот Рагимов получил указание от Сергачева следовать в направлении рыбацкого поселка Урга. Южнее КС-7, примерно в 20 км от Урги, была произведена посадка на берегу Аральского моря. Затем, выполняя полет вдоль берега моря, по требованию Сергачева и Вайсса, пилот Рагимов произвел вторую посадку с целью купания и третью посадку произвел у мыса Кара-Кибер у рыбацкого стана, где Вайсс и Сергачев встретились с директором Ургинского рыбозавода, от которого узнали, что в полночь рыбаки будут вытаскивать невод, выразили желание присутствовать при ловле рыбы и обратились к пилоту с просьбой прилететь вечером на берег. Пилот от этого предложения отказался.
    В 17:26 местного времени пилот прилетел с ними на КС-7. Полеты больше не планировались и Рагимов сообщил в РДС а/п Нукус об окончании работы.
    В 19:20 Сергачев позвонил Рагимову и повторил предложение лететь вечером на берег моря. Пилот передал это требование и.о. к-ра 2 АЭ Панечко, который выразил согласие на выполнение этого полета. Взяв на борт Сергачева с женой и Вайсса, в 20:10 местного времени Панечко произвел взлет, предупредив Рагимова, что они вернутся до наступления темноты.
    Через 7 минут полета Панечко произвел посадку на берегу моря у мыса Кара-Кибер (12 км северо-восточнее КС-7). Данный полет производился без полетного задания и соответствующей подготовки, в личных интересах пассажиров, при грубом нарушении и.о. к-ра АЭ регламентирующих летную работу документов.
    Пробыв на берегу моря до окончания рыбной ловли (примерно до 1 часа ночи) и взяв около 10 кг свежей рыбы, Панечко принял решение вылететь на базу ночью.
    Взяв на борт тех же трех пассажиров и запустив двигатель, он включил фару и около 2 часов ночи произвел взлет в сторону моря (место взлета находилось в 40-50 м от берега). В процессе взлета, оказавшись в сложных условиях темной ночи, и.о. к-ра АЭ потерял пространственное положение и с пилотированием не справился. Вертолет упал в море в 250-280 м от берега, разрушился и затонул на глубине 2,5 м.
    И.о к-ра 2 АЭ Панечко и жена Сергачева погибли, остальные два пассажира получили легкие ранения.
    Фактическая погода в момент взлета: ясно, видимость 50 км, ветер северо-восточный, слабый, луны не было.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40478
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.08.1959
Заводской номер ВС 13009
Наработка ВС (часы) 2414
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 74390


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Комсомольск-на-Устюрте
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Комсомольск-на-Устюрте


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной ЧП является преступная недисциплинированность и.о. к-ра 2 АЭ 164 ЛО Панечко А.Г., принявшего безрассудное решение производить взлет на вертолете Ми-1, не предназначенном к ночным полетам, и не имеющего никаких навыков в пилотировании вертолета ночью, а также его излишняя самоуверенность, зазнайство и переоценка своих способностей.
    Данное ЧП также явилось следствием грубых упущений в подборе, изучении и расстановке руководящих кадров, слабой постановки индивидуально-воспитательной работы с командным составом в Сергелийском ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.