Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Красноярского УГА в районе Назимово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 мая 1966 г.
Время:  14:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Енисейский район, 10 км юго-восточнее Назимово
Тип ВС:  Ми-1
Регистрация ВС:  СССР-40363
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Енисейский ОАО
 


Описание
    Пилот 127 летного отряда Приходченко (здесь и далее все фамилии изменены) выполнял перелет к месту работы по маршруту Енисейск - Ярцево. На борту находился авиамеханик Панюков.
    13 мая командир 127 ЛО произвел предварительную подготовку с пилотами Приходченко и Линник перед вылетом на работы по обслуживанию лесоустроительной экспедиции с базированием в а/п Туруханск. 15 мая с пилотами произвел предполетную подготовку зам. к-ра АЭ.
    В 13:26 из а/п Енисейск вылетел пилот Приходченко, через 4 минуты пилот Линник. Вертолеты выпущены при наличии летной фактической и прогнозируемой погоды. Полет выполнялся на высоте 300 м от уровня а/д Енисейск, визуально, с интервалом 8-10 км.
    Прогноз погоды по трассе с 08:30 до 12:00 мск предусматривал: тыловой циклон, облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м (от уровня а/д Енисейск) и верхняя, видимость более 10 км, болтанка, в облаках обледенение.
    По пункту посадки Ярцево прогноз погоды с 09:30 до 10:30 мск предусматривал: облачность 6-9 баллов кучево-дождевая, слоисто-кучевая высотой 600-1000 м и средняя, видимость более 10 км, ветер 260-270° 9-12 м/с, болтанка, в облаках обледенение.
    Фактическая погода а/п Ярцево за 06:00 мск (вписана в бланк АВ-5): облачность 10/5 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 700 м, видимость 30 км, ветер западный 8-10 м/с, температура +3°С. На расстоянии 50 км от Енисейска оба экипажа по разрешению службы движения перешли на режим подслушивания. В полете Приходченко запросил у Линник о его местонахождении, на что получил ответ: «Прохожу Колмогорово» (100 км от Енисейска) и сам сообщил свое местонахождение: «Я прошел Пономарево» (111 км от Енисейска). В дальнейшем Приходченко сообщил Линник, что в районе Назимово (136 км от Енисейска) заряд. Пилот Линник, увидев, что впереди идущий вертолет попал в снежный заряд, запросил у Приходченко: «Как там в заряде?», на что тот ответил: «Заряд сильный, я возвращаюсь». Линник сообщил ему, что тоже возвращается и производит посадку в Колмогорово. После выхода на обратный курс Линник вызвал Приходченко на связь, на что тот ответил: «Подожди, выйду из заряда, потом поговорим». Через некоторое время пилот Линник снова несколько раз пытался установить связь с Приходченко, но ответа не получил.
    После прохождения снежного заряда пилот Линник сообщил в а/п Енисейск об отсутствии связи и местонахождения Ми-1 №40363 и перелетел из Колмогорово в Назимово. По пути в Назимово он вертолета Приходченко не обнаружил, о чем сообщил по телефону из Назимово в Енисейск.
    Организованные в тот же день поиски результатов не дали. На следующий день, 16 мая, вертолет обнаружен с воздуха в 05:30 местного времени в 10 км от Назимово с МПУ=114° на правом берегу реки Енисей в тайге с высотой деревьев до 20 м, в 1 км от берега. Около вертолета находился авиамеханик Панюков, подававший сигнал ракетой. Пилот Приходченко погиб, авиамеханик получил тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 14:35 местного времени.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40363
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.05.1958
Заводской номер ВС 8703819
Наработка ВС (часы) 1480
Наработка ВС (циклы) 3647
Силовая установка Н924091


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Енисейский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Енисейск
Пункт назначения Ярцево
Начальный пункт маршрута Енисейск
Конечный пункт маршрута Туруханск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что падение вертолета произошло под углом 50-60° к земле с большим левым креном и тангажом на нос. Вертолет лежал на левом борту с направлением продольной оси 130°. В результате столкновения с деревьями и землей вертолет разрушился. Падение произошло с работающим двигателем и исправными органами управления. Со слов авиамеханика Панюкова, во время попадания вертолета в снежный заряд пилот начал выполнять разворот вправо для выхода из заряда. Разворот сопровождался большими бросками вертолета вверх и вниз с изменением высоты полета от 200 до 400 м по показаниям высотомера, с большими левым и правым кренами, с отклонениями силуэта самолета на авиагоризонте под 90° к линии горизонта, с вращательными отклонениями стрелки вариометра. В результате сильной болтанки авиамеханик ударился головой о стенки кабины, получил травму и потерял сознание.
    По заявлению авиамеханика, Приходченко действовал уверенно, принимал все меры для выхода вертолета из зоны болтанки, растерянности не проявлял. При временном восстановлении сознания авиамеханик услышал голос пилота, сказавшего: «Ну, кажется, теперь всё…». Момента столкновения с землей Панюков не помнит.
    Расследованием установлено, что:
    1) метеообеспечение полета производилось с грубейшими отклонениями от требований наставления по метеообеспечению ГВФ. В частности, фактическая погода в Ярцево в бланк АВ-5 вписана за 06:00 при его получении экипажем в 09:00;
    2) штормовое оповещение, полученное из Ярцево в 09:00 и в 10:00, синоптиком АМСГ а/п Енисейск до сведения диспетчера не доведено;
    3) прогноз погоды по маршруту не оправдался, снежные заряды и усиление ветра до 14-16 м/с не предусматривались.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причинами катастрофы явились:
    1) Запоздалое решение на возврат пилота Приходченко при встрече со сложными метеоусловиями, обусловленными наличием снежного заряда и сильной болтанки, при выходе из которых пилот был не в состоянии справиться с пилотированием вертолета;
    2) Неудовлетворительное метеообеспечение полета - прогноз погоды по маршруту не оправдался, при поступлении штормовых оповещений прогноз не корректировался, диспетчер о наличии опасного метеоявления не предупреждался, бланк АВ-5 заполнен с грубыми нарушениями наставления ГВФ.
    Способствующие причины: халатное отношение диспетчера к анализу метеообстановки по бланку АВ-5, заполненного синоптиком с нарушением соответствующих правил (фактическая погода 3-4 часовой давности по пункту посадки, срок действия прогноза заканчивался до прилета вертолетов).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.