|
|
|
Катастрофа Як-12 Приволжского УГА в Тереньгульском районе Ульяновской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 09 октября 1965 г.
Время: 15:20
Страна: СССР
Место происшествия: Ульяновская область, Тереньгульский район, близ н.п. Скрипино
Тип ВС: Як-12М
Регистрация ВС: СССР-74117
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Приволжское УГА, Ульяновская ООАЭ
|
|
|
|
|
Описание |
21 сентября пилот Ульяновской отдельной объединенной авиационной эскадрильи и авиатехник вылетели на оперативную точку в совхоз «Михайловский» Тереньгульского района Ульяновской области для выполнения АХР по внесению минеральных удобрений.
27 сентября экипаж прибыл на а/д Ульяновск для замены двигателя по отработке межремонтного ресурса.
30 сентября, после смены двигателя и облета самолета, экипаж вновь вылетел в совхоз «Михайловский» для продолжения АХР.
9 октября в 15:15 мск, выполняя 46-й полет, пилот произвел взлет с рабочего аэродрома с целью рассева удобрений, имея на борту 140 кг суперфосфата. На правом сиденье находилась агроном, взятая пилотом с целью катания.
Взлетный вес и центровка не выходили за установленные пределы. Фактическая погода была: облачность 7-10 баллов высотой 300-600 м, видимость 6-10 км, ветер южный 3-5 м/с.
После взлета и выполнения маневра пилот зашел на гон с МК=90°. Пройдя до конца обрабатываемого поля, которое вплотную прилегает к н.п. Скрипино, самолет, по показаниям очевидцев, с высоты 7-10 м перешел в набор и, набрав высоту 15-20 м, сразу же пошел на снижение. Пролетев со снижением до высоты 5-7 м на расстоянии 220-250 м, самолет перешел в набор высоты. В режиме набора высоты с небольшим правым креном и левым скольжением самолет ударился о крутой склон возвышенности (уклон до 60°) на высоте 17 м от подножия и загорелся. Пилот и агроном погибли, самолет сгорел.
На месте происшествия комиссия установила, что материальная часть самолета и мотора была исправна до момента удара о землю. По показаниям очевидцев, мотор работал устойчиво, без перебоев, а по характеру разрушения воздушного винта - на больших оборотах.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-12М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-74117 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.03.1956 |
Заводской номер ВС |
07513 |
Наработка ВС (часы) |
5530 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
КИ015162 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Приволжское УГА, Ульяновская ООАЭ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Наиболее вероятной причиной катастрофы является отвлечение внимания пилотом от пилотирования самолета. Отвлеченный пилот не заметил потери высоты и быстрого приближения к препятствию, а когда увидел крутой склон возвышенности в непосредственной близости, резко взял ручку на себя, создав при этом повышенную перегрузку. Вследствие этого и малого расстояния для выполнения маневра самолет, почти не изменяя траектории полета, столкнулся со склоном возвышенности.
Сопутствующие причины:
- перед началом работ пилот обрабатываемое поле не осматривал;
- схем и инструкций по обработке сложных участков не имел;
- обработку полей производил без сигнальщиков;
- полеты выполнял с просроченным прогнозом;
- неоднократно брал на борт посторонних лиц с целью катания;
- нарушал безопасную высоту при полетах над ЛЭП и выполнении разворотов над препятствиями.
Данному происшествию также способствовали:
- слабая воспитательная работа с личным составом Ульяновской ООАЭ;
- неудовлетворительная организация полетов и проведение контроля за ними со стороны командира ООАЭ, командира звена и инженера по спецприменению;
- слабый контроль ЛШО Приволжского управления ГА за летной работой отдельно базирующихся авиаэскадрилий.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|