Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12 Приволжского УГА в Тереньгульском районе Ульяновской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 октября 1965 г.
Время:  15:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ульяновская область, Тереньгульский район, близ н.п. Скрипино
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-74117
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Ульяновская ООАЭ
 


Описание
    21 сентября пилот Ульяновской отдельной объединенной авиационной эскадрильи и авиатехник вылетели на оперативную точку в совхоз «Михайловский» Тереньгульского района Ульяновской области для выполнения АХР по внесению минеральных удобрений.
    27 сентября экипаж прибыл на а/д Ульяновск для замены двигателя по отработке межремонтного ресурса.
    30 сентября, после смены двигателя и облета самолета, экипаж вновь вылетел в совхоз «Михайловский» для продолжения АХР.
    9 октября в 15:15 мск, выполняя 46-й полет, пилот произвел взлет с рабочего аэродрома с целью рассева удобрений, имея на борту 140 кг суперфосфата. На правом сиденье находилась агроном, взятая пилотом с целью катания.
    Взлетный вес и центровка не выходили за установленные пределы. Фактическая погода была: облачность 7-10 баллов высотой 300-600 м, видимость 6-10 км, ветер южный 3-5 м/с.
    После взлета и выполнения маневра пилот зашел на гон с МК=90°. Пройдя до конца обрабатываемого поля, которое вплотную прилегает к н.п. Скрипино, самолет, по показаниям очевидцев, с высоты 7-10 м перешел в набор и, набрав высоту 15-20 м, сразу же пошел на снижение. Пролетев со снижением до высоты 5-7 м на расстоянии 220-250 м, самолет перешел в набор высоты. В режиме набора высоты с небольшим правым креном и левым скольжением самолет ударился о крутой склон возвышенности (уклон до 60°) на высоте 17 м от подножия и загорелся. Пилот и агроном погибли, самолет сгорел.
    На месте происшествия комиссия установила, что материальная часть самолета и мотора была исправна до момента удара о землю. По показаниям очевидцев, мотор работал устойчиво, без перебоев, а по характеру разрушения воздушного винта - на больших оборотах.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-74117
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.03.1956
Заводской номер ВС 07513
Наработка ВС (часы) 5530
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КИ015162


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Ульяновская ООАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятной причиной катастрофы является отвлечение внимания пилотом от пилотирования самолета. Отвлеченный пилот не заметил потери высоты и быстрого приближения к препятствию, а когда увидел крутой склон возвышенности в непосредственной близости, резко взял ручку на себя, создав при этом повышенную перегрузку. Вследствие этого и малого расстояния для выполнения маневра самолет, почти не изменяя траектории полета, столкнулся со склоном возвышенности.
    Сопутствующие причины:
    - перед началом работ пилот обрабатываемое поле не осматривал;
    - схем и инструкций по обработке сложных участков не имел;
    - обработку полей производил без сигнальщиков;
    - полеты выполнял с просроченным прогнозом;
    - неоднократно брал на борт посторонних лиц с целью катания;
    - нарушал безопасную высоту при полетах над ЛЭП и выполнении разворотов над препятствиями.
    Данному происшествию также способствовали:
    - слабая воспитательная работа с личным составом Ульяновской ООАЭ;
    - неудовлетворительная организация полетов и проведение контроля за ними со стороны командира ООАЭ, командира звена и инженера по спецприменению;
    - слабый контроль ЛШО Приволжского управления ГА за летной работой отдельно базирующихся авиаэскадрилий.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.