Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Туркменского УГА в районе Алтыкуи
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 марта 1967 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, Красноводская область, 7 км южнее колодца Алтыкуи
Тип ВС:  Ми-1М
Регистрация ВС:  СССР-17918
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское УГА, Ашхабадский ОАО
 


Описание
    Пилот 166 летного отряда Ашхабадского ОАО Серебрякин Б.Н. (здесь и далее фамилии изменены) весь 1966 год работал в районе Окарем - Камышалджар - Алтыкуи Красноводской области Туркменской ССР и обслуживал организации треста «Туркменбурнефть», налетав 552 часа, замечаний по работе не имел. В течение марта 1967 г. в районе его работы побывали 5 командиров (командир авиаэскадрильи, его заместитель по летной службе, командир звена, заместитель командира летного отряда по летной службе и и.о. командира авиазвена
    15 марта Серебрякин после соответствующей подготовки в авиаэскадрилье и беседы с командиром 166 ЛО и командиром Ашхабадского ОАО был направлен на работу в отрыве от базы в район колодца Алтыкуи (400 км от места базирования подразделения). Зам. к-ра авиаэскадрильи по летной службе Егорычев И.А. на месте принял у Серебрякина технику пилотирования в производственных условиях, а 13 марта он же проводил тренировку пилота в аэродромных условиях в Ашхабаде.
    19 марта Серебрякин и Егорычев перегнали вертолет в Ашхабад для больших регламентных работ.
    21 марта Серебрякин вылетел с проверяющим, и.о. к-ра звена Архипенко на оперативную точку Алтыкуи, где вместе с ним с 21 по 25 марта производил полеты. В этом же районе работали еще 5 вертолетов Ми-1 и 2 вертолета Ми-4 с экипажами.
    В день происшествия, 25 марта, Серебрякин по заявке заказчика вылетел из Алтыкуи в пос. Окарем для заправки вертолета горючим, чтобы затем выполнить полет из Алтыкуи в Небит-Даг для доставки работников экспедиции. Архипенко остался в Алтыкуи, чтобы затем следовать с Серебрякиным в Небит-Даг.
    В 12:43 Серебрякин вылетел из Алтыкуи без загрузки. Посадка в Окареме произведена в 13:30. Заправка вертолета производилась пилотом без контроля со стороны техсостава, хотя он там присутствовал, но к вертолету никто не подходил.
    В 14:00 Серебрякин без загрузки вылетел из Окарема и через 25 минут, по пути в Алтыкуи, произвел посадку в пос. Камышалджар, где базировались экипаж Ми-4 и две конторы треста «Туркменбурнефть». Экипажа Ми-4 на оперативной точке не было, они в это время работали в Небит-Даге, там оставался только техсостав.
    В 16:25 пилот, взяв на борт двух пассажиров, вылетел в Алтыкуи. В пункт назначения вертолет не прибыл.
    Организованными поисками он был обнаружен 26 марта на линии пути, на удалении 7 км южнее колодца Алтыкуи. Вертолет столкнулся с землей с небольшим креном под углом 20-25° по курсу полета. Пилот и пассажиры погибли.
    Фактическая погода в районе полета в момент происшествия была: облачность 5-7 баллов высотой 600-1000 м, видимость более 10 км, ветер восточный 25-30 км/ч.
    Комиссией установлено, что пилот без ведома заказчика, самовольно произвел посадку в н.п. Камышалджар, где по неизвестной причине пробыл два часа, затем взял двух неоформленных пассажиров и вылетел в Алтыкуи, где его ожидал Архипенко. Пассажирами были механик КРБ-3 Рыбаков Ф.П. и его сожительница, заведующая столовой.
    Рыбаков был знаком Серебрякину по совместной работе по обслуживанию нефтяников. По работе Рыбаков характеризовался весьма отрицательно - систематически употреблял спиртные напитки, был нечестен по работе, дебоширил, часто появлялся на работе в нетрезвом виде, когда был выпивши, не терпел возражений, лез в драку, долго на одном месте не работал.
    Судебно-медицинская экспертиза установила, что пилот Серебрякин в момент гибели был трезв. Рыбаков же находился в состоянии средней степени алкогольного опьянения.
    Комиссия считает, что Серебрякин ждал представителей заказчика, чтобы подписать документы на ранее выполненные полеты. Не дождавшись, пилот по просьбе Рыбакова, без задания заказчика, взял его и его сожительницу с целью приобретения ими вещей в магазине в Алтыкуи. Очевидцы показали, что Рыбаков в это время находился в нетрезвом состоянии. По найденным на месте происшествия осколкам стекла от бутылок, стаканов, а также тарелок с закуской комиссия предполагает, что Рыбаков мог воспользоваться всем этим в полете и в состоянии алкогольного опьянения, возможно, помешать пилоту управлять вертолетом.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-17918
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1963
Заводской номер ВС 601010
Наработка ВС (часы) 1510
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6334108


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское УГА, Ашхабадский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: наиболее вероятной причиной катастрофы явилось вмешательство в управление вертолетом пассажира, в результате чего создалась аварийная обстановка в кабине вертолета, в которой пилот с пилотированием не справился. Вертолет с небольшим левым креном под углом 25-30° столкнулся с землей.
    Предположение комиссии об отказе продольной системы управления вертолета по результатам исследования не подтвердилось.
    Другие причины:
    1) Отсутствие надлежащей организации летной работы и безответственное отношение части командного состава 166 ЛО;
    2) За работой технического состава на оперативных точках контроль со стороны инженерно-технического состава осуществляется слабо.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.