Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12А Тюменского УГА в н.п. Юргинское
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 декабря 1966 г.
Время:  10:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, Юргинский р-н, н.п. Юргинское
Тип ВС:  Як-12А
Регистрация ВС:  СССР-14149
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Тюменский ОАО
 


Описание
    Пилот 246 летного отряда Тюменского ОАО в 07:21 мск вылетел из а/п Тюмень для выполнения пассажирского рейса Тюмень - Юргинское - Тюмень. На борту находилось 3 пассажира и 30 кг багажа. Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы.
    Прогноз погоды по маршруту с 07:30 до 13:30 предусматривал: облачность 5-10 баллов, средняя, видимость 2-4 км. По пункту посадки Юргинское прогноз погоды не выдавался ввиду отсутствия метеонаблюдений.
    По показаниям пилота, полет до Юргинского выполнялся визуально, на высоте 150 м, без отклонений. В 08:05 (10:05 местного времени) самолет прибыл в район а/д Юргинское. Ко времени прилета погода в районе н.п. Юргинское резко ухудшилась за счет уплотнения дымки и начавшегося слабого снегопада с видимостью до 1000 м.
    Пилот при выполнении маневра для осмотра площадки и захода на посадку проявил поспешность, в результате чего заход на посадку производился с курсом 30° в сторону деревни, с затяжеленным винтом (шаг винта соответствовал крейсерскому режиму полета) и большим перелетом границы площадки.
    Предвидя неизбежность выкатывания и вероятность столкновения с препятствиями (зданиями окраины населенного пункта в 150 м от границы площадки), пилот принял запоздалое решение об уходе на второй круг.
    При уходе на второй круг с затяжеленным винтом, в результате ошибки в технике пилотирования самолет перешел на большие углы атаки. Теряя скорость и достигнутую высоту, он сбил на высоте 8 м и удалении около 450 м от границы площадки верхушку дерева, перелетел через улицу поселка, оборвал провода и при дальнейшем падении ударился о дом и загорелся. При лобовом ударе пилот и три пассажира получили ранения и ушибы. Пассажир (ученик 7-го класса 1952 г.р.), находившийся на переднем сидении, от полученной тяжелой травмы головы скончался через сутки в больнице. Самолет разрушен и частично сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 3 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14149
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.06.1959
Заводской номер ВС 14613
Наработка ВС (часы) 3538
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ИС3721


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Тюменский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тюмень (Плеханово)
Пункт назначения Юргинское
Начальный пункт маршрута Тюмень (Плеханово)
Конечный пункт маршрута Юргинское


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Комиссией выявлены следующие недостатки в организации полетов в а/п Юргинское:
    - размеры площадки не соответствуют имеющимся в авиаотряде документам (фактическая длина составляет 500 м вместо указанной в документах длины 650 м);
    - торцевая граница площадки расположена в 150 м от строений поселка и в 100 м от проезжей дороги, что не обеспечивает безопасности при отказе двигателя на взлете;
    - на аэродроме отсутствуют средства связи, схема ориентиров видимости, метеонаблюдения не ведутся, в то время, как на площадку выполняются регулярные рейсы по расписанию (2 рейса в день на Як-12).
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: Основной причиной происшествия является нарушение пилотом минимума погоды при посадке (производил заход на посадку в условиях уплотнения дымки и слабого снегопада, резко ухудшивших горизонтальную видимость), а также растерянность, поспешные и неправильные действия пилота при уходе на второй круг в сторону препятствий.
    Способствующие причины:
    - неудовлетворительная организация полетов на а/д Юргинское со стороны командования Тюменского ОАО;
    - неоправдавшийся прогноз погоды, выданный синоптиком АМСГ а/п Тюмень.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.