Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-18 Коми УГА в Удорском районе Коми АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 июля 1967 г.
Время:  13:09
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Удорский район, 62 км южнее а/п Кослан
Тип ВС:  Ка-18
Регистрация ВС:  СССР-64580
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
 


Описание
    Пилот 72 летного отряда выполнял полеты по обслуживанию 14-й геологической партии в районах аэропортов МВЛ Кослан и Айкино.
    В день происшествия пилот в 08:47 вылетел из а/п Кослан в Айкино (база экспедиции). После непродолжительной стоянки в Айкино, пилот вылетел на временную базу экспедиции, расположенную в 62 км южнее а/п Кослан в районе реки Лоптюга. Во время полета прогнозируемая и фактическая погода соответствовали установленному минимуму пилота и выполняемому заданию. Фактическая погода на данной площадке была: облачность 2-5 баллов кучевая высотой 1000 м, видимость более 10 км, ветер южный 1-3 м/с, температура +26+28°С.
    Площадка по размерам (200х150 м) соответствовала установленным требованиям. После небольшой стоянки и принятия пищи пилот взял одного геолога и 128 кг груза. Горючего на борту находилось около 140-150 кг. Налет до момента происшествия в этот день составлял 2 часа 15 минут. Таким образом, перед взлетом полетный вес составлял 1500-1510 кг, что превышало максимально допустимый на 20-30 кг при данных условиях.
    После запуска двигателя и опробования вертолета на висении пилот переместился в конец площадки и начал выполнять взлет с МК=210°. Затем (по показаниям очевидцев) взлет был прекращен. Пилот после прекращения взлета сказал пассажиру-геологу: «Всё нормально, взлетим» и переместился снова в конец площадки и в этом же направлении начал выполнять взлет. От места начала взлета до начала лесного массива было 160 м. В начале массива рос лес высотой 10-11 м. Через 50-60 м от начала лесного массива по направлению взлета высота деревьев была на 13-15 м больше, чем в его начале.
    После висения пилот начал выполнять разгон и на скорости 40-60 км/ч перешел в набор высоты. При пролете начала лесного массива высота полета относительно верхушек деревьев была около 5 м. Пилот, видя, что ему не преодолеть находящийся впереди лес, отвернул вертолет вправо, в зону понижения леса и общего рельефа местности, но вертолет уже начал цеплять за верхушки деревьев. Пилот полностью взял «шаг-газ» на себя (за «пику»), чем усугубил положение. От столкновения с верхушками деревьев лопасти несущего винта разрушились и вертолет на высоте 20-25 м перешел на нос, упал вертикально на землю, остановившись в таком положении носом вниз между стволами деревьев и полностью разрушился. Пилот и пассажир получили тяжелые ранения, от которых командир вертолета скончался в больнице 17.07.1967 г.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-18
Регистрационный номер (id) ВС СССР-64580
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС август 1959 г.
Заводской номер ВС 1802-10
Наработка ВС (часы) 500
Наработка ВС (циклы) 610
Силовая установка КФ-211070


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Кослан
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главными причинами катастрофы являются:
    1) Недостаточный осмотр пилотом площадки и подходов, вследствие чего он не заметил перед взлетом резкого повышения рельефа местности (высоты деревьев) в направлении взлета. С земли резкое увеличение высоты деревьев незаметно (затенено началом лесного массива). Безопасный взлет в этом направлении в сложившихся условиях был невозможен;
    2) Неправильная оценка условий взлета: пилот недостаточно учел температуру наружного воздуха, почти полное отсутствие ветра, допустил небольшую перегрузку вертолета (15-20 кг) и неправильно выбрал направление взлета.
    Другие причины:
    1 ) Продолжительная работа двигателя перед взлетом (висение, перемещение, прекращение взлета) могла привести в условиях высоких температур воздуха к его перегреву и, как следствие, к уменьшению мощности двигателя.
    2) Из опыта летной эксплуатации вертолетов Ка-18, по заявлениям многих пилотов, зависимость максимального взлетного веса от температуры значительно большая, чем по данным РЛЭ;
    3) Возможное наличие нисходящих потоков при переходе вертолета с открытой площадки на лесной массив в условиях высоких температур воздуха;
    4) Недостаточный опыт у пилота самостоятельных полетов на вертолете Ка-18. Он, приняв меры по использованию максимальной длины площадки, проимитировал взлет. Убедившись в возможности безопасного взлета, пилот не учел возможное наличие нисходящих потоков при переходе вертолета с открытой площадки на лесной массив и недостаточно осмотрел подходы к площадке при их осмотре с воздуха при посадке.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.