Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24Б Узбекского УГА в а/п Самарканд
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 декабря 1978 г.
Время:  09:04
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Самарканд
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  CCCP-46299
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Самаркандский ОАО
 


Описание
    Экипаж 163 летного отряда выполнял тренировочные полеты в районе а/п Самарканд по программе ввода в строй вторых пилотов в качестве КВС. Взлет произведен в 04:15 мск (06:15 мест. вр.). Девятый заход на посадку производился с зафлюгированным винтом правого двигателя. Предыдущие 8 заходов на посадку выполнялись по обычной глиссаде. Последний заход происходил в условиях введения ограничения высоты пролета торца ВПП на 25 м и посадки с перелетом 400 м, о чем экипаж был предупрежден. ДПРМ самолет прошел на 25 м выше установленной высоты (235 м) с выпущенными закрылками (на 15°) и шасси. На удалении 400 м до БПРМ на приборной скорости 238 км/ч и ниже глиссады 15 м режим работы левого двигателя был уменьшен с 22° до 18° по УПРТ. За 3 сек. до пролета БПРМ были довыпущены закрылки на 38°. Это привело к уменьшению скорости, которое своевременно не было компенсировано увеличением режима работы двигателя. Самолет продолжал уходить влево от линии посадочного курса со снижением параллельно глиссаде. Учитывая необходимость дальнейшего полета по более пологой глиссаде, связанной с пролетом торца ВПП на высоте, превышающей на 15 м расчетную (2°30’) глиссаду, посадкой самолета с перелетом 400 м от начала ВПП и нахождения самолета ниже глиссады, экипаж увеличил угол отклонения руля высоты незначительным взятием штурвала «на себя», что привело к уменьшению скорости ниже рекомендованной РЛЭ. БПРМ пройден в практически горизонтальном полете на приборной скорости 228 км/ч с боковым уклонением 25 м влево и ниже глиссады на 10 м. Ветер в этот момент перешел из бокового во встречный. Установленный режим работы двигателя был недостаточным для выполнения полета по глиссаде и самолет перешел в снижение с вертикальной скоростью больше расчетной. На удалении 600 м от торца ВПП с целью исправления отклонения по курсу и глиссаде экипаж в течение 10 сек. перевел РУД во взлетный режим. Это привело к возникновению разворачивающего момента и бокового смещения самолета, для парирования которых руль направления был отклонен полностью влево при соответствующем отклонении элеронов для обеспечения полета без крена. С курсом, близким к посадочному, самолет был переведен в незначительный набор высоты и на высоте 25 м с приборной скоростью 190 км/ч пересек торец ВПП левее ее оси 5-10 м, интенсивно уклоняясь вправо. Из-за уменьшения скорости эффективность руля направления снизилась. Самолет начал энергично уклоняться вправо с угловой скоростью 3°/сек. Положение самолета в этот момент не обеспечивало безопасного выполнения посадки. Экипаж убрал шасси. Самолет с незначительным набором высоты и уменьшающейся скоростью полета продолжил уклонение вправо. Несмотря на полное отклонение штурвала влево за 12 сек. до окончания записи МСРП-12, у самолета начал развиваться правый крен. Через 5-6 сек. экипаж начал уборку закрылков. Самолет вышел на закритические углы атаки и перешел в сваливание. В 07:04 мск (09:04 мест. вр.) он столкнулся с землей в 690 м от осевой линии ВПП и в 1 120 м от ее торца с курсом посадки 92° в нескольких метрах от берега оросительного канала и железобетонного забора автобазы, полностью разрушился и частично сгорел. Столкновение с землей с МК=190° произошло с правым креном около 80°, углом тангажа 10-15° со скольжением на правое крыло и незначительной поступательной скоростью.
    Фактическая погода за 07:05 – облачность 5/0 баллов, средняя, видимость 40 км, ветер 100° 4 м/с с порывами до 7 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46299
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.11.1967
Заводской номер ВС 77303901
Наработка ВС (часы) 19664
Наработка ВС (циклы) 18323
Силовая установка Н4232106 Н47512019


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Самаркандский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Самарканд
Пункт назначения Самарканд
Начальный пункт маршрута Самарканд
Конечный пункт маршрута Самарканд


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Введенные КВС-инструктором ограничение высоты пролета торца ВПП и посадка с перелетом требовали после пролета БПРМ увеличения режима работы двигателя до 58° по УПРТ. Опоздание в выполнении этой операции на 10 сек., допущенное экипажем, привело к необходимости выдачи взлетного режима со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Экипаж допустил следующие ошибки в технике пилотирования:
    а) запоздал на 10 сек. с увеличением режима работающего двигателя для предотвращения уменьшения высоты и скорости полета, вызванного довыпуском закрылков до 38°;
    б) не использовал запас элеронов для устранения скольжения, вызванного несимметричной тягой двигателя.
    Программа подготовки летного состава при допуске к инструкторской работе не предусматривает тренировку с посадкой при одном выключенном двигателе (только на тренажере). КВС-инструктор выполнял данное упражнение впервые.
    В РЛЭ отсутствуют рекомендации экипажу о пилотировании самолета при изменении режима работающего двигателя.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы являются допущенные экипажем ошибки в технике пилотирования, которые привели к созданию непосадочного положения самолета относительно ВПП, потере скорости и сваливанию на правое крыло.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.