 |
 |
 |
Катастрофа Ми-1 Коми УГА в районе Хальмер-Ю |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 сентября 1967 г.
Время: 09:10
Страна: СССР
Место происшествия: Коми АССР, Воркутинский горсовет, северо-западнее Хальмер-Ю, 67 км севернее а/п Воркута
Тип ВС: Ми-1
Регистрация ВС: СССР-40464
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Коми УГА, Воркутинская ОАЭ
|
|
|
 |
|
Описание |
Пилот Воркутинской ОАЭ выполнял санзадание по маршруту Воркута - Буредан - Усть-Кара и обратно. Пилот обладал отличной техникой пилотирования (мастер спорта СССР по вертолетному спорту).
После подготовки к полету, взяв двух неоформленных пассажиров и 120 кг груза (по устному заданию заказчика), пилот произвел взлет в 08:30.
При взлете полетный вес превышал допустимый на 95 кг (в момент происшествия на 15 кг). Центровка не выходила за установленные нормы. Фактическая погода (облачность 10 баллов высотой 300-500 м, видимость более 10 км, ветер западный 6-8 м/с) соответствовала выполняемому заданию и минимуму пилота.
На удалении 30-35 км от а/п Воркута на высоте 450 м по минимальному приведенному давлению из-за плохой слышимости пилот закончил командную связь с аэропортом. По истечении расчетного времени пилот на базу не прибыл.
Организованными поисками с воздуха вертолет обнаружен в 67 км севернее а/п Воркута (в районе Хальмер-Ю) строго на линии заданного пути полностью разрушенным. Пилот и пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 09:10.
На месте происшествия с МК=240° (при направлении полета 360°) обнаружены сначала мелкие детали элементов лопастей несущего винта (нервюры, стрингеры, куски обшивки), расположенные в указанном направлении узкой полосой (шириной 30-40 м) на расстоянии около 1 км. Через 1 км обнаружены осколки, а затем более крупные детали хвостовой балки. Затем обнаружены входные двери пилотской кабины и багаж, находившийся в пилотской кабине. Через 3 км от начала обнаружения обломков находился фюзеляж вертолета с двигателем, в 30-40 метрах от него находились трупы погибших. В радиусе 100-200 м от фюзеляжа находились другие более крупные детали вертолета (куски лонжеронов несущего винта, часть хвостовой балки, концевая балка, вал трансмиссии и т.д.).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-1 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-40464 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
15.10.1959 |
Заводской номер ВС |
86800911М |
Наработка ВС (часы) |
2046 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
633242 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Санитарный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Коми УГА, Воркутинская ОАЭ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Воркута |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Воркута |
Конечный пункт маршрута |
Усть-Кара |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Анализируя процесс полета, расположение и характер разрушенных элементов конструкции несущего винта, комиссия сделала следующие выводы: до момента возникновения аварийной обстановки (30-35 минут полета) полет проходил без отклонений. Через 30-35 минут полета, на истинной высоте 300 м вертолет начал разрушаться. Пилот, почувствовав тряску и ненормальное поведение вертолета, развернулся против ветра (на МК=240°) для производства вынужденной посадки. Вследствие скоротечности процесса разрушения вертолет с высоты 100-150 м стал неуправляемым и упал на землю. При столкновении с землей фюзеляж вертолета полностью разрушился. Пилот и пассажиры в воздухе были выброшены и разрушенной пилотской кабины и при ударе о землю погибли. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
По заключению комиссии, главной причиной катастрофы является разрушение вертолета в воздухе. Причинами, приведшими к этому, могут быть:
- Разрушение одной или нескольких лопастей несущего винта в воздухе;
- Разрыв ушков тяги управления циклическим шагом несущего винта.
По заключению ГосНИИ ГА, наиболее вероятной причиной катастрофы явилось разрушение лопастей несущего винта в воздухе вследствие их флаттера.
Флаттер, в свою очередь, мог быть обусловлен увлажнением лопастей, вызвавшим смещение центра тяжести к хвостовику профиля лопасти, и возможным увеличением оборотов двигателя, вызванным перегрузкой вертолета.
Характер разрушения обшивки и силового набора лопастей несущего винта свидетельствует о пониженной прочности большинства клеевых соединений обшивки с нервюрами вследствие увлажнения клеевых соединений. Отсутствие в паспорте лопасти записей о прокручивании и проветривании лопастей в течение длительного перерыва между полетами дает основание полагать, что увлажнение клеевых соединений произошло в течение этого перерыва между полетами, после которых лопасти наработали до разрушения 2 часа 35 минут. Проверка на флаттер данного комплекта лопастей в течение всего срока эксплуатации не проводилась.
Дополнительным расследованием в Ухтинском ОАО установлено, что лопасти в этом предприятии хранились с нарушениями, не устанавливались на вертолет для проветривания через 3 месяца хранения, не проверялись на флаттер. Получив лопасти от другого предприятия, в Воркутинской ОАЭ не ознакомились с документацией об их предыдущем использовании, не обнаружили недостатки в их хранении и без проверки на флаттер допустили их к дальнейшей эксплуатации.
В заключении ГосНИИ ГА также говорится, что применение казеинового клея в ответственных соединениях лопастей несущего винта в силу его гигроскопичности и невлагостойкости является нецелесообразным и ставится вопрос перед ОКБ о замене клея. Однако, как показывает опыт, при строгом соблюдении инструкции по технической и летной эксплуатации вертолета, лопасти нормально отрабатывают ресурс.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|