Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Коми УГА в районе Хальмер-Ю
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 сентября 1967 г.
Время:  09:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Воркутинский горсовет, северо-западнее Хальмер-Ю, 67 км севернее а/п Воркута
Тип ВС:  Ми-1
Регистрация ВС:  СССР-40464
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Воркутинская ОАЭ
 


Описание
    Пилот Воркутинской ОАЭ выполнял санзадание по маршруту Воркута - Буредан - Усть-Кара и обратно. Пилот обладал отличной техникой пилотирования (мастер спорта СССР по вертолетному спорту).
    После подготовки к полету, взяв двух неоформленных пассажиров и 120 кг груза (по устному заданию заказчика), пилот произвел взлет в 08:30.
    При взлете полетный вес превышал допустимый на 95 кг (в момент происшествия на 15 кг). Центровка не выходила за установленные нормы. Фактическая погода (облачность 10 баллов высотой 300-500 м, видимость более 10 км, ветер западный 6-8 м/с) соответствовала выполняемому заданию и минимуму пилота.
    На удалении 30-35 км от а/п Воркута на высоте 450 м по минимальному приведенному давлению из-за плохой слышимости пилот закончил командную связь с аэропортом. По истечении расчетного времени пилот на базу не прибыл.
    Организованными поисками с воздуха вертолет обнаружен в 67 км севернее а/п Воркута (в районе Хальмер-Ю) строго на линии заданного пути полностью разрушенным. Пилот и пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 09:10.
    На месте происшествия с МК=240° (при направлении полета 360°) обнаружены сначала мелкие детали элементов лопастей несущего винта (нервюры, стрингеры, куски обшивки), расположенные в указанном направлении узкой полосой (шириной 30-40 м) на расстоянии около 1 км. Через 1 км обнаружены осколки, а затем более крупные детали хвостовой балки. Затем обнаружены входные двери пилотской кабины и багаж, находившийся в пилотской кабине. Через 3 км от начала обнаружения обломков находился фюзеляж вертолета с двигателем, в 30-40 метрах от него находились трупы погибших. В радиусе 100-200 м от фюзеляжа находились другие более крупные детали вертолета (куски лонжеронов несущего винта, часть хвостовой балки, концевая балка, вал трансмиссии и т.д.).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40464
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 15.10.1959
Заводской номер ВС 86800911М
Наработка ВС (часы) 2046
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 633242


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Воркутинская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Воркута
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Воркута
Конечный пункт маршрута Усть-Кара


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Анализируя процесс полета, расположение и характер разрушенных элементов конструкции несущего винта, комиссия сделала следующие выводы: до момента возникновения аварийной обстановки (30-35 минут полета) полет проходил без отклонений. Через 30-35 минут полета, на истинной высоте 300 м вертолет начал разрушаться. Пилот, почувствовав тряску и ненормальное поведение вертолета, развернулся против ветра (на МК=240°) для производства вынужденной посадки. Вследствие скоротечности процесса разрушения вертолет с высоты 100-150 м стал неуправляемым и упал на землю. При столкновении с землей фюзеляж вертолета полностью разрушился. Пилот и пассажиры в воздухе были выброшены и разрушенной пилотской кабины и при ударе о землю погибли.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, главной причиной катастрофы является разрушение вертолета в воздухе. Причинами, приведшими к этому, могут быть:
    - Разрушение одной или нескольких лопастей несущего винта в воздухе;
    - Разрыв ушков тяги управления циклическим шагом несущего винта.
    По заключению ГосНИИ ГА, наиболее вероятной причиной катастрофы явилось разрушение лопастей несущего винта в воздухе вследствие их флаттера.
    Флаттер, в свою очередь, мог быть обусловлен увлажнением лопастей, вызвавшим смещение центра тяжести к хвостовику профиля лопасти, и возможным увеличением оборотов двигателя, вызванным перегрузкой вертолета.
    Характер разрушения обшивки и силового набора лопастей несущего винта свидетельствует о пониженной прочности большинства клеевых соединений обшивки с нервюрами вследствие увлажнения клеевых соединений. Отсутствие в паспорте лопасти записей о прокручивании и проветривании лопастей в течение длительного перерыва между полетами дает основание полагать, что увлажнение клеевых соединений произошло в течение этого перерыва между полетами, после которых лопасти наработали до разрушения 2 часа 35 минут. Проверка на флаттер данного комплекта лопастей в течение всего срока эксплуатации не проводилась.
    Дополнительным расследованием в Ухтинском ОАО установлено, что лопасти в этом предприятии хранились с нарушениями, не устанавливались на вертолет для проветривания через 3 месяца хранения, не проверялись на флаттер. Получив лопасти от другого предприятия, в Воркутинской ОАЭ не ознакомились с документацией об их предыдущем использовании, не обнаружили недостатки в их хранении и без проверки на флаттер допустили их к дальнейшей эксплуатации.
    В заключении ГосНИИ ГА также говорится, что применение казеинового клея в ответственных соединениях лопастей несущего винта в силу его гигроскопичности и невлагостойкости является нецелесообразным и ставится вопрос перед ОКБ о замене клея. Однако, как показывает опыт, при строгом соблюдении инструкции по технической и летной эксплуатации вертолета, лопасти нормально отрабатывают ресурс.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.