Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского УГА в н.п. Катунь
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 ноября 1967 г.
Время:  13:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Бурятская АССР, Баргузинский район, село Катунь
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-35291
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО
 


Описание
    20 ноября 1967 г экипаж 183 летного отряда был направлен в а/п Усть-Баргузин для выполнения транспортно-связных полетов по завозу грузов и вывозу рыбы для Усть-Баргузинского рыбокомбината.
    30 ноября, после подготовки к полету, экипаж в 03:58 мск вылетел из а/п Усть-Баргузин в н.п. Катунь (29 км севернее а/п Усть-Баргузин) с 6-ю пассажирами на борту.
    Долетев до н.п. Катунь, экипаж, сделав 2-3 круга и не производя посадку из-за свежевыпавшего снега и ухудшенной видимости от идущего снегопада, возвратился в а/п Усть-Баргузин (посадка в 04:45).
    Изучив и оценив метеообстановку и имея санзадание в н.п. Давша, экипаж произвел подготовку к полету на Давшу. Но, имея заявку на полет от рыбокомбината на Катунь, командир вертолета решил произвести попутную посадку в Катуни и высадить там 5 пассажиров. Он по телефону связался с директором рыбокомбината и попросил его организовать подготовку посадочной площадки к приему вертолета, но тот ответил, что сегодня подготовить площадку не получится.
    Взлет произведен в 07:55 мск. На борту находились 5 неоформленных пассажиров до Катуни и врач, вылетевший по санзаданию до Давши. Полетный вес составлял 7080 кг, центровка не выходила за установленные нормы.
    Фактическая погода в момент вылета была: облачность 10/7 средняя, кучево-дождевая высотой 600 м, снег, видимость 5 км, ветер 100° 6 м/с, температура -15°С.
    После взлета вертолет правым разворотом вышел на курс следования на Катунь. Через 20 минут полета вертолет прибыл в Катунь, где сделал два круга для определения условий посадки и стал заходить на посадку с МК=320°.
    После захода на посадку экипаж произвел зависание над посадочной площадкой на высоте 1-2 м с энергичным приземлением, так как вертолет настигал снежный вихрь от поднятого работающими винтами свежевыпавшего снега. При приземлении левое колесо шасси попало в яму. Вертолет начал крениться влево и командир вертолета был вынужден отделить его от земли для перемещения на более ровную поверхность. При увеличении «шаг-газа» до взлетного режима снежный вихрь был поднят еще сильнее. В создавшейся обстановке командир вертолета потерял из поля зрения земные ориентиры и, не имея убеждения в возможности висения вертолета вне зоны влияния «воздушной подушки», принял решение произвести взлет с постепенным набором высоты, разгоном скорости и уходом влево.
    При разгоне вертолета в сильной снежной пыли вертолет столкнулся несущим винтом и правым бортом с жилым бараком, стоящим на удалении 57 м от посадочной площадки. При столкновении вертолет развернулся вправо, упал на левый борт и загорелся. Подоспевшие жители поселка очаг пожара ликвидировали. Экипаж погиб, 6 пассажиров получили ушибы и ранения. Деревянный барак обрушился. На земле никто не пострадал. Катастрофа произошла в 08:20 мск (13:20 местного времени).
    При осмотре вертолета обнаружено, что пожарный кран закрыт, зажигание выключено, рычаг ручки управления топливным насосом НВ-82В в положении «выключено».
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35291
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.08.1964
Заводской номер ВС 03165
Наработка ВС (часы) 1823
Наработка ВС (циклы) 2657
Силовая установка Б9347021


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Баргузин
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Усть-Баргузин
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При расследовании установлено:
    - посадочные площадки в районе полетов вертолета на побережье Байкала никем не готовились. Накануне летного происшествия в этом районе прошли обильные снегопады. Посадочная площадка Катунь не была подготовлена, хотя КВС при первом вылете посадку не произвел из-за свежевыпавшего снега, а затем по телефону просил директора комбината подготовить площадку (но ввиду поздней радиосвязи с этим поселком отказался ждать ее подготовки);
    - при подготовке к полету экипаж должной предполетной подготовки не провел, полетный вес по номограмме «для висения» вне зоны влияния «воздушной подушки» не определил. К моменту посадки посадочный вес превышал максимальный на 120 кг. Перед вылетом экипаж, зная о предстоящей посадке на площадку со свежевыпавшим снегом, контрольное висение вертолета для определения возможности висения вне зоны влияния «воздушной подушки» не проводил;
    - диспетчер а/п Усть-Баргузин разрешил выполнение полета на неподготовленные площадки и, формально подписав и выдав диспетчерское разрешение на Давшу, выпустил экипаж на Катунь.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главными причинами катастрофы явились поднятый снежный вихрь от свежевыпавшего снега и неправильно принятое решение командиром вертолета производить взлет с постепенным набором высоты, разгоном скорости и отворотом влево вне видимости земных ориентиров.
    Другие причины:
    1) Нарушение методики выполнения посадки при свежевыпавшем снеге, указанной в РЛЭ Ми-4;
    2) Плохая подготовка экипажа к полету в данных условиях;
    3) Отсутствие контроля и руководства полетом со стороны диспетчера а/п Усть-Баргузин;
    4) Нарушение правил перевозок и отсутствие всякого контроля за перевозками грузов и пассажиров на вертолете в а/п Усть-Баргузин;
    5) Неудовлетворительная организация полетов экипажа вертолета в Улан-Удэнском ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.