Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Магаданского УГА в районе а/п Лаврентия
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 января 1967 г.
Время:  14:12
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Чукотский АО, Чукотский р-н, 23 км северо-западнее а/п Лаврентия
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-38280
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Анадырский ОАО
 


Описание
    Экипаж 150 летного отряда (под командованием к-ра 4 АЭ) произвел взлет в 10:24 местного времени в а/п Лаврентия для выполнения срочного санзадания по маршруту Лаврентия - Лорино - стадо №2 - Лорино - Лаврентия.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 2-5 баллов слоисто-кучевая высотой 600-1000 м, 5-10 баллов средняя, временами снег, видимость 6-10 км, сопки открыты.
    По пункту последней посадки а/п Лаврентия: облачность 2-5 баллов слоисто-кучевая высотой 600-1000 м, 0-5 баллов средняя и верхняя, видимость более 10 км, ветер 210° 4-7 м/с, сопки открыты.
    Экипаж выполнил санзадание в стадо №2 и вернулся в Лорино. Погода по маршруту соответствовала прогнозу погоды, при этом видимость было около 30 км. При подходе к Лорино видимость ухудшилась до 5 км из-за заряда снега. В а/п Лаврентия снежный заряд ухудшил видимость до 2 км, поэтому диспетчер аэропорта через председателя колхоза по телефону передал, чтобы экипаж не вылетал из Лорино.
    В 13:57 снежный заряд в а/п Лаврентия прошел, видимость улучшилась до 6 км. Диспетчер на основании фактической погоды в Лаврентия и Лорино, где видимость также улучшилась до 10 км, учитывая, что протяженность трассы 32 км, разрешил вылет экипажу по фактической погоде.
    В 14:01 экипаж произвел взлет, имея на борту 12 взрослых пассажиров (больные и медперсонал) и 1 ребенка.
    В 14:06 экипаж доложил по связной радиостанции: «Произвел взлет в 14:01, 400 м визуально, в наборе 1200 м».
    В 14:10 экипаж доложил: «700 м визуально, в наборе 1200 м».
    После этого связь с экипажем прекратилась. Он на связь не выходил и на последующие запросы не отвечал.
    В 18:00 четыре пассажира вышли к домику на горячих ключах и сообщили, что вертолет потерпел катастрофу на склоне хребта. Ранее, шедший с этой группой командир вертолета, скатившись со склона, не смог подняться обратно к группе и продолжил поход самостоятельно. Встретив вездеход, он на нем добрался обратно к месту падения вертолета.
    В 02:00 7 января подъехавшими вездеходами уцелевшие люди сняты с горы и доставлены в больницу поселка Лорино.
    Катастрофа произошла в 14:12 местного времени, на склоне горы с отметкой 730 м, в 23 км северо-западнее а/п Лаврентия. 3 пассажира погибли, авиатехник и 4 пассажира получили тяжелые ожоги, командир вертолета, второй пилот и остальные 6 пассажиров невредимы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 13 3
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-38280
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.06.1965
Заводской номер ВС 18177
Наработка ВС (часы) 451
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б94463615


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Анадырский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Лаврентия
Начальный пункт маршрута Лаврентия
Конечный пункт маршрута Лаврентия


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     При расследовании установлено: при прохождении снежного заряда в а/п Лаврентия с 04:40 до 03:57 (мск) инженер-синоптик АМСГ корректива прогноза погоды по району аэропорта не дал, ограничившись штормпредупреждением. Фактическую скорость движения снежного заряда и его направление не сообщил. На запрос диспетчера о изменении погоды для принятия решения на выпуск вертолета из Лорино устно информировал, что снежный заряд уже прошел и опасных метеоявлений по маршруту нет.
    К моменту вылета вертолета снежный заряд, двигаясь фронтом со скоростью примерно 30 км/ч в северном направлении, находился в районе гор севернее трассы. После взлета и набора высоты 250-300 м видимость стала ухудшаться. Пилот, опасаясь попадания в низкую облачность, расположенную над морем, и зная, что севернее трассы погода хорошая, так как он за час перед этим пролетал в этом районе, решил обойти район с плохой видимостью севернее трассы. Этому решению способствовало отсутствие работы привода аэропорта Лаврентия, что при полете вблизи госграницы СССР заставляло командира вертолета выполнять полет строго визуально.
    Привод а/п Лаврентия работает строго по заказу, так как при его работе создаются большие накладки на работу связной радиостанции и на время работы привода аэропорт остается без связи по воздушному радиоканалу.
    Так как пилот считал, что погода позволяла выполнять визуальный полет на участке трассы длиной 32 км, он не заказал работу привода и в течение всего полета работал по связной радиостанции.
    Отворот на север был первой и основной ошибкой командира вертолета, так как он упустил из виду, что за прошедший час на севере погода изменилась за счет сместившегося туда снежного заряда. Кроме того, при южных ветрах из-за испарений от горячих ключей снежный заряд на южном склоне хребта усилился. Это явление пилот не предусмотрел, так как мало летал в том районе и не знал хорошо местных особенностей погоды на данном участке трассы.
    Решение набрать безопасную высоту по курсу следования было второй ошибкой командира вертолета. Ошибка заключается в том, что полет проходил с попутным ветром скоростью до 40 км/ч и при полетном весе 7050 кг. Вертолет, имея вертикальную скорость набора высоты 1,5-2 м/с, физически не успевал набрать безопасную высоту до вершин 730 м и 906 м, расположенных в 16 км от Лорино, что в итоге привело к нарушению требований §327 НПП ГА-66.
    На высоте примерно 720-730 м вертолет вошел в тыловую часть снежного заряда и командир вертолета на фоне заснеженного склона горы полностью потерял видимость. Считая, что до хребта еще 3-4 км, пилот начал отворот вправо, в сторону моря и малых высот, со снижением для выхода на визуальный полет. Однако, из-за попутного ветра и большой путевой скорости, вертолет фактически находился в непосредственной близости от хребта. Внезапно увидев камни в непосредственной близости от вертолета, пилот энергично взял ручку циклического шага на себя, увеличил шаг винта и дал правую ногу. Вертолет резко потерял скорость. Чтобы не свалиться на хвост, командир вертолета отдал ручку от себя. Благодаря этим действиям, вертолет избежал лобового удара и на малой поступательной скорости со снижением и скольжением на левый борт ударился о склон горы (отметка 730 м), покрытый снегом глубиной 1,5-2 м, на высоте 680 м.
    При ударе подкосы левой основной ноги и амортстойка левой передней ноги сломались, створки грузолюка приоткрылись и внутри фюзеляжа возник пожар. Его предположительной причиной послужило то, что дополнительный бензобак с 200 литрами бензина, закрепленный тросами, сместился и получил пробоину о ящик с грузом или же бензопроводы рассоединились и бензин, разлившись по фюзеляжу, воспламенился от искрообразования при замыкании электропроводки и работающем обогревателе БО-20.
    Пожар внутри фюзеляжа послужил непосредственной причиной гибели людей. Экипаж покинул вертолет через правую дверь пилотской кабины, пассажиры - через открывшиеся при ударе створки грузолюка. Пассажиры, находившиеся в хвостовой части фюзеляжа, повреждений не получили. Пассажиры и авиатехник, находившиеся в средней части фюзеляжа, получили значительные ожоги. Двое взрослых пассажиров и девочка 4-х лет сгорели.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главными причинами летного происшествия явились неправильное решение командира вертолета обойти район с плохой видимостью в сторону худших метеоусловий и больших препятствий и его ошибка в оценке возможностей вертолета набрать безопасную высоту до хребта при попутном ветре, что привело к внезапной потере видимости на высоте ниже безопасной и столкновению вертолета со склоном горы.
    Другие причины:
    1) Неполная консультация диспетчера аэропорта Лаврентия со стороны синоптика АМСГ о состоянии погоды на участке трассы Лорино - Лаврентия, что привело к необоснованному решению о вылете и приеме вертолета;
    2) Отсутствие работы приводной радиостанции а/п Лаврентия, что при полете вблизи госграницы СССР вынудило командира вертолета выполнять полет строго визуально;
    3) Недостаточно надежная конструкция крепления фюзеляжного бензобака вертолета, предположительное смещение которого вызвало пожар внутри фюзеляжа, что и послужило непосредственной причиной гибели людей.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.