Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Дальневосточного УГА в Николаевске-на-Амуре
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 декабря 1967 г.
Время:  11:04
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Николаевск-на-Амуре
Тип ВС:  Ми-1Т
Регистрация ВС:  СССР-10114
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
 


Описание
    05.06.67 вертолет Ми-1 №10114 144 летного отряда прибыл в базовый а/п Николаевск-на-Амуре с оперативной точки с отработанным ресурсом втулки несущего винта и автомата перекоса.
    10.06.67 техническая бригада в составе техника-бригадира Северкова (здесь и далее фамилии изменены), авиатехника Каминского и авиамеханика Петренко под контролем начальника участка Ярошенко произвела замену втулки несущего винта и автомата перекоса.
    22.06.67 техническая бригада в составе авиатехника Каминского, авиатехника Шершнева и авиатехника Мешельникова под контролем начальника участка Ярошенко произвела техническое обслуживание вертолета через 300 часов по двигателю и планеру.
    03.07.67 техническая бригада в составе техника-бригадира Северкова и авиатехника Шершнева произвела предполетное техническое обслуживание вертолета и подготовила его для облета, но облет не состоялся, так как во время прогазовки двигателя произошло перетекание масла из маслобака в двигатель, вследствие чего было принято решение произвести замену двигателя.
    08.09.67 техническая бригада в составе техника-бригадира Северкова, авиатехника Снегирева, авиамеханика Петренко и авиамоториста Порошенко под контролем начальника участка Ярошенко произвела замену двигателя и вертолет был законсервирован из-за отсутствия лопастей несущего винта.
    01.12.67 технической бригаде в составе техника-бригадира Северкова, авиатехника Мешельникова и авиамоториста Порошенко под руководством инженера участка Янковского было дано задание расконсервировать вертолет, подготовить его к осенне-зимней навигации и ввести в строй.
    1, 2 и 3 декабря расконсервирован и прогазован двигатель, установлены лопасти несущего и хвостового винтов, произведена замена смазки на зимнюю и вертолет поставлен в план на 04.12.67 для облета.
    04.12.67 подготовку вертолета к полету осуществляли авиатехники Каминский, Мешельников и авиамоторист Порошенко. К 10:00 прибыл зам. к-ра АЭ Корсаков Г.И., который принял участие в подготовке материальной части и отбитии соконусности лопастей несущего винта. При опробовании двигателя с включенной трансмиссией Корсаков заметил, что вертолет кренит влево. После выключения двигателя вертолет был осмотрен Каминским и Мешельниковым. Сделано повторное отбитие соконусности, регулировка лопасти НВ, выходящей из конуса и повторное отбитие. После этого Корсаков, не выключая двигателя, взял на борт Каминского и решил произвести контрольное висение. Зафиксировав висение, вертолет развернулся на 90° влево, прошел с набором высоты до 8-10 м по курсу 50-60°, затем выполнил еще разворот на висении влево под 90° и с набором высоты до 15-20 м и увеличивающимся до 80-85° левым креном пролетел по кривой с радиусом около 5 м, после чего с левым креном около 90° и опущенной носовой частью фюзеляжа упал в заросли кустарника на территории аэропорта, в 50 м от места взлета, разрушился и загорелся. Пилот и авиатехник погибли. Катастрофа произошла в 11:04 местного времени.
    При осмотре вертолета установлено, что тендеры тросов продольного и поперечного управления расконтрены и регулировка поперечного управления автомата перекоса нарушена. Отклонение по лимбу ролика механизма поперечного управления составила 4,2 ед. влево и 2,8 ед. вправо. Металлизация у тендеров поперечного управления с одной стороны отсоединена, у тендеров продольного управления присоединена и обвита вокруг тендера.
    Техник-бригадир Северков, хотя и расписался в карте-наряде от 10.06.67, но регулировку автомата перекоса лично не производил, так как в этот день получил командировочное удостоверение и на следующий день вылетел в командировку в Нелькан.
    10.06.67 авиатехник Каминский под руководство начальника участка Ярошенко проходил тренировку в регулировке автомата перекоса на этом вертолете. Затем Каминский и Ярошенко получили командировочные удостоверения и 12.06.67 вылетели на оперативную точку.
    Это дает возможность предполагать, что регулировка автомата перекоса 10 июня так и не была закончена, тем более, что до 4 декабря висение на вертолете с новым автоматом перекоса не производилось, а при первом включении возникло кренение влево. Возможно, что Каминский, выслушав жалобу Корсакова, произвел грубую регулировку поперечного управления и оставил тендеры незаконтренными, так как не был уверен в ее правильности (хотя Мешельников и Порошенко в своих показаниях отрицают регулировку поперечного управления в день происшествия).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-10114
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.06.1956
Заводской номер ВС 6702019
Наработка ВС (часы) 2172
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н924019


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Облет ВС
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Николаевск-на-Амуре
Пункт назначения Николаевск-на-Амуре
Начальный пункт маршрута Николаевск-на-Амуре
Конечный пункт маршрута Николаевск-на-Амуре


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы вертолета является нарушение регулировки поперечного управления автомата перекоса.
    Сопутствующие причины:
    - отсутствие должной организации технического обслуживания и контроля за подготовкой вертолета со стороны инженерной службы;
    - невыполнение технологии установки и регулировки автомата перекоса на вертолет;
    - невыполнение требований инструкции по облету вертолета со стороны инженерно-авиационной службы и пилота;
    - низкий уровень трудовой и производственной дисциплины среди части личного состава на вертолетном участке Николаевской АТБ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.