Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12А Северного УГА в Виноградовском районе Архангельской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 января 1968 г.
Время:  10:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, Виноградовский район, 2,5 км северо-восточнее дер. Филинская
Тип ВС:  Як-12А
Регистрация ВС:  СССР-62582
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное УГА, 2-й Архангельский ОАО
 


Описание
    Пилоты 68 летного отряда Давыдов В.К. и Ильин Л.Я. (здесь и далее все фамилии изменены) выполняли внерейсовые полеты по перевозке пассажиров из а/п Березник.
    Накануне дня происшествия, 13 января, пилот Давыдов налетал 4 часа 50 минут, вечером ходил в баню, а затем вместе с пилотом Ильиным смотрел кинофильм в клубе. По заявлению Ильина, после просмотра фильма они вернулись в общежитие, занимались оформлением полетной документации и легли спать около 0:00.
    14 января Давыдов и Ильин прибыли в 08:00 в а/п Березник для выполнения полетов по маршруту Березник - Рочегда - Заостровье - Борок - Березник. Давыдов консультации на АМСГ, как это сделал Ильин, не получил, а ознакомился с прогнозом погоды только у диспетчера. Прогноз погоды предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорванно-дождевая 200-300 м, снег, видимость 4-10 км, в снеге 1000-2000 м, в облаках обледенение. Ильин, как старший, заявил диспетчеру Кириченко Е.В., что при таком прогнозе выполнять полеты с пассажирами не желательно и попросил его уточнить прогноз по видимости, а также получить фактическую погоду с площадок.
    По требованию диспетчера, синоптик уточнил выданный прогноз погоды, что наличие указанной в нем видимости 1000-2000 м предполагается только местами. После получения благоприятной фактической погоды с аэродромов посадки Ильин и Давыдов приняли решение на вылет, а Кириченко выдал им диспетчерское разрешение.
    Первым в 09:00 вылетел Ильин, как старший и более опытный пилот. При полете он сообщал диспетчеру фактическую погоду по трассе. Минимальную видимость до 3 км он наблюдал только в районе н.п. Борок.
    В 09:20 вылетел Давыдов, имея трех пассажиров до Заостровья. Через 30 минут полета он произвел посадку в Заостровье, высадил трех пассажиров, взял одного пассажира и 10 кг почты до Березника. После этого Давыдов вылетел в Борок, где произвел посадку в 10:15 и взял еще двух пассажиров.
    В 10:20 он произвел взлет с МК=320° для следования в Березник. При этом на площадке Борок была следующая фактическая погода: облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорванно-дождевая высотой 270 м, снег, видимость 2 км, ветер 120° 4 м/с.
    Отход от аэродрома был выполнен на высоте 100-150 м с некоторым уклонением влево от установленного маршрута, в результате чего пилот вышел на широкую заснеженную пойму реки Северная Двина при наличии в данном районе снегопада и его кратковременного усиления с уменьшением видимости менее 2 км. Оказавшись в сложных условиях и пытаясь развернуться на 180°, пилот потерял пространственное положение и с глубоким левым креном и большим углом снижения, с работающим двигателем ударился левой плоскостью, а затем редуктором мотора о ледовую поверхность реки. Самолет разрушился и сгорел. Пилот и 3 пассажира (девушки - учащиеся ПТУ) погибли. Катастрофа произошла в 10:23 в 2,5 км северо-восточнее деревни Филинская Виноградовского р-на.
    Комиссия установила, что Давыдов окончил Сасовское ЛУ ГА в июне 1966 г. и после прохождения программы ввода в строй приступил к полетам с июля 1966 г. После налета 100 часов, в марте 1967 г. ему предоставлено право перевозки пассажиров при метеоминимуме 300х3000 м. Летом 1967 г. Давыдов выполнял лесопатрульные работы и потом ушел в отпуск. По выходу из отпуска он был обучен на Як-12А, который, в отличие от Як-12М, более сложен в управлении и требует от пилота определенного опыта и повышенного внимания. После обучения, вопреки здравому смыслу, командир эскадрильи в декабре 1967 г. преждевременно направил молодого пилота на оперативную точку Березник для выполнения полетов с пассажирами в зимний период при метеоминимуме 300х3000 м. После провозки с командиром звена самостоятельный налет Давыдова в декабре составил 6 часов 05 минут. Затем Давыдов был отпущен для встречи Нового Года.
    3 января, после новогоднего отдыха, Давыдов вновь был направлен на оперативную точку Березник. При этом командование необоснованно понизило ему минимум до предельного значения при перевозке пассажиров (150х2000 м).
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-62582
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.12.1958
Заводской номер ВС 09604
Наработка ВС (часы) 4873
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КИ944360


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное УГА, 2-й Архангельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Березник
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Березник


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: основной причиной катастрофы является потеря пространственного положения пилотом при выходе на широкую заснеженную пойму реки Северная Двина на малой высоте и при наличии в данном районе снегопада с кратковременным зарядом с видимостью менее 2 км.
    Способствующие причины:
    - преждевременное снижение минимума пилоту Давыдову В.К. с 300х3000 м до 150х2000 м и.о. к-ра АЭ Голубевым;
    - направление командованием АЭ и 68 ЛО недостаточно опытного пилота, имевшего налет на Як-12А всего 10 часов 35 минут, для самостоятельной работы в отрыве от базы в зимний период;
    - использование командованием 2-го Архангельского ОАО самолетов Як-12 для внерейсовых полетов по перевозке пассажиров.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.