Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Як-40 Якутского УГА в а/п Алдан
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  08 апреля 1978 г.
Время:  06:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Алдан
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87911
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Алданский ОАО
Рейс:  401
 


Описание
    Экипаж Алданского ОАО выполнял почтово-пассажирский рейс №401 Алдан - Якутск. Полетный вес и центровка не выходили за установленные пределы.
    При выполнении взлета в а/п Алдан с МК=235° в 00:52 мск, в момент отрыва от ВПП на скорости 178 км/ч начал развиваться правый крен. При попытке экипажа парировать развитие крена полным отклонением элеронов и руля направления самолет не реагировал.
    При крене 30° самолет коснулся правой плоскостью о покрытую снегом поверхность ВПП. В результате он развернулся вправо с потерей высоты, столкнулся со снежным бруствером высотой около 1,5 м с одновременным разворотом вправо на 380°, продвинулся на фюзеляже по поверхности аэродрома около 110 м и остановился на обочине РД №4 с курсом 216°. Члены экипажа получили ушибы, 12 пассажиров невредимы. Самолет частично разрушен. Повреждены все три опоры шасси, фюзеляж, плоскости, разрушены корневые закрылки.
    Фактическая погода в момент АП: облачность высотой 100 м, туман, видимость 1000 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 12 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87911
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1977
Заводской номер ВС 9731854
Наработка ВС (часы) 422
Наработка ВС (циклы) 301
Силовая установка Н5712133 Н5722086 Н5722085


Сведения о рейсе

Номер рейса 401
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Алданский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Алдан
Пункт назначения Якутск
Начальный пункт маршрута Алдан
Конечный пункт маршрута Якутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия пришла к заключению, что сваливание самолета произошло в результате возникновения срыва обтекания на правом крыле, причинами которого могут быть не вскрытые комиссией особенности поведения самолета на малых скоростях. Причин
    Причин к сваливанию по состоянию авиационной техники и действиям экипажа не выявлено.
    Для определения истинных причин аварии самолета, учитывая тот факт, что сваливание самолета Як-40 №87911 после отрыва на взлете является не единичным случаем и что при проведении госиспытаний самолета Як-40 не предусматривалась проверка поперечной управляемости на повышенных углах атаки, комиссия считает необходимым провести летные испытания с целью установления допустимых углов атаки во всех конфигурациях, в том числе вблизи земли, с учетом сохранения приемлемых характеристик поперечной управляемости как с «чистым» крылом, так и с имитатором льда, а также провести продувки модели Як-40 с целью оценки влияния земли на аэродинамические характеристики.
    В Приказе МГА №020 от 11.09.78 г. указывается, что причиной авиационного происшествия явилось самопроизвольное сваливание самолета в правый крен после отрыва вблизи земли.
    Наиболее вероятными причинами сваливания могли быть:
    - неудовлетворительные срывные характеристики конкретного самолета (лед, иней, снег на крыле) или нарушение нивелировочных характеристик крыла;
    - неудовлетворительные срывные характеристики самолета Як-40 вблизи земли на допустимых в эксплуатации режимах полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru      В РЛЭ были внесены изменения - скорость отрыва (V2) была увеличена на 5 км/ч.
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.