Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Северного УГА в Кольском районе Мурманской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 апреля 1968 г.
Время:  12:19
Страна:  СССР
Место происшествия:  Мурманская область, Кольский район, 4 км от н.п. Чан-Ручей
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-66824
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное УГА, Мурманский ОАО
 


Описание
    Экипаж 70 летного отряда выполнял задание по транспортировке столбов на внешней подвеске для строительства ЛЭП Кислогубской приливной электростанции на побережье Баренцева моря. Накануне экипаж выполнял ту же работу.
    Взлет из а/п Мурмаши произведен в 09:20. В 09:45 вертолет произвел посадку на вертолетной площадке Чан-Ручей (53 км от а/п Мурмаши). С площадки производилась развозка грузов. В 09:55 экипаж приступил к выполнению работ с внешней подвеской.
    Выполняя 8-й полет по транспортировке груза, командир вертолета, наблюдая надвигающийся снежный заряд, решил произвести посадку с целью пережидания его прохождения. Он выбрал место посадки на трассе ЛЭП (в 4 км от площадки Чан-Ручей), положил груз и, не отцепляя его, произвел приземление справа, в непосредственной близости от груза. Бортмеханик вышел из вертолета, осмотрел место приземления и хотел отцепить груз, думая, что прибыли на место доставки, а бригады стропальщиков нет, но КВС показал, что отцеплять груз не нужно, и выключил двигатель. Оба конца грузового троса проходили впереди левого колеса основного шасси.
    Через 5-7 минут снежный заряд с горизонтальной видимостью около 1000 м прошел. Экипаж произвел запуск двигателя и подготовился к полету. В момент взлета (в 12:19) горизонтальная видимость была более 10 км, без осадков, ветер северо-западный, до 10 м/с. Отделив вертолет, экипаж произвел перемещение влево на центр груза и начал производить вертикальный набор высоты для отделения груза и выполнения взлета.
    В момент натяжки троса и отделения груза резко создался левый крен. Командир вертолета дал полностью рули в обратную сторону, но вертолет не реагировал и с увеличением крена разворачивался влево. КВС нажал на кнопку сброса груза, но вертолет с увеличением крена и снижением, описав окружность радиусом 40-50 м, с креном 50-60° упал на левую боковую сторону носовой части фюзеляжа в 90 м позади места взлета, с грузом, который после сброса висел на левой полуоси основного шасси. При столкновении с землей вертолет разрушился. Непристегнутый командир вертолета выброшен вперед на 3-4 м и получил легкие ранения. Бортмеханик также получил легкие ранения. Второй пилот получил тяжелые ранения и в тот же день скончался в военном лазарете в пос. Видяево.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-66824
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.03.1959
Заводской номер ВС 2075
Наработка ВС (часы) 3857
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б92361336


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное УГА, Мурманский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явился зацеп грузовым тросом внешней подвески за левую полуось основного шасси. Вследствие перемещения груза весом 900 кг на 1698 м от вертикальной оси, центровка сместилась влево и вышла за допустимые пределы. Для парирования создавшегося левого крена и разворота запаса отклонения рулей не хватило.
    Другие причины:
    1) Неправильно принятое командиром вертолета решение на производство посадки с подбором вместо возврата на вертолетную площадку Чан-Ручей и выполнение взлета с неотцепленным грузом;
    2) Плохой контроль со стороны бортмеханика за положением груза и натяжкой тросов в момент взлета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.