Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Коми УГА в районе Усинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 июня 1969 г.
Время:  16:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Печорский район, близ Усть-Усы
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-36520
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Печорский ОАО
 


Описание
    В день происшествия экипаж 76 летного отряда выполнял транспортно-связные полеты по обслуживанию нефтеразведочной экспедиции №4 в районе Усинских буровых. В 16:00, имея налет 5 часов 30 минут и 19 посадок, экипаж произвел посадку на площадке у буровой №12 (район Усть-Усы) и высадил трех пассажиров. Вертодром расположен на берегу реки, его уровень на 6 м выше уровня реки. Посадка была произведена в непосредственной близости от берега реки. После непродолжительной стоянки с работающей несущей системой экипаж в 16:05 произвел взлет с МК=230-235°. После висения на высоте 3-4 м, экипаж начал разгон скорости над поверхностью воды. При разгоне скорости на высоте 7-10 м от воды экипаж производит левый разворот на МК=180-190° по течению реки, не зная о наличии проводов, протянутых через реку. На удалении 140 м от места взлета вертолет зацепил лопастями несущего винта 7-мм стальной трос, протянутый через реку на высоте 8-10 м от уровня вертодрома, намотал трос на лопасти, которые отклонились вниз и ударили по хвостовой балке. Хвостовая балка разрушилась, при этом был поврежден хвостовой винт. Вертолет сорвал трос с обеих мачт и, резко вращаясь вокруг своей оси, свалился на правый борт в реку и затонул. Получивший травмы командир вертолета был спасен работниками речного транспорта. Второй пилот и бортмеханик погибли. Вертолет затонул на середине реки Колва на глубине 15 м. 28 июня он был поднят. Концевая балка с хвостовым винтом найдена и поднята 2 июля. При этом обнаружено, что все три лопасти хвостового винта частично срезаны тросом.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-36520
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.10.1963
Заводской номер ВС 14150
Наработка ВС (часы) 4062
Наработка ВС (циклы) 4858
Силовая установка Б9817499


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Печорский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с 7-мм тросом, протянутым через реку Колва в результате нарушения командиром вертолета инструкции по производству взлета с данного вертодрома и §321 НПП ГА-66 о выполнении разворота на взлете на высоте не менее 100 м.
    Способствующие причины:
    1) Установка нефтеразведочной экспедицией №4 связной линии с высотой опоры 17,5 м через реку Колва в непосредственной близости от вертодрома без согласования с руководством Печорского ОАО. Об установке данной линии никого из руководства авиации в известность руководство НРЭ №4 не поставило (нарушение Приказа ГУГВФ №445-63 г. и статьи 38 Воздушного Кодекса СССР).
    2) Неграмотная оценка условий взлета экипажем и, как следствие, неправильный выбор направления взлета - взлет производился с боковым ветром и в непосредственной близости от препятствий.
    3) Неудовлетворительная организация полетов на вертолетах и слабый контроль за состоянием вертодромов со стороны командно-летного состава Печорского ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.