Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Северо-Кавказского УГА в районе Ставрополя
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 октября 1969 г.
Время:  12:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ставропольский край, Изобильненский район, 4 км севернее ст. Филимоновская
Тип ВС:  Ми-1НХ
Регистрация ВС:  СССР-68104
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, 2-й Краснодарский ОАО
 


Описание
    24 сентября командир звена 265 летного отряда 2-го Краснодарского ОАО Диденко (здесь и далее все фамилии изменены) и ст. инженер ЛО Коренков по заданию командования выбыли в Минеральные Воды для приемки двух вертолетов Ми-1 из АРЗ №411 ГА после ремонта и их перегонки на базу в Краснодар. Оба вертолета (№№68104 и 17818) были приняты и облетаны командиром звена 3 октября.
    4 октября Диденко и Коренков на Ми-1 №68104 и пилот Воронин на Ми-1 №17818 вылетели по маршруту Минеральные Воды - Ставрополь - Краснодар. В 11:21 оба вертолета произвели посадки в а/п Ставрополь для дозаправки.
    В 12:25 к-р звена Диденко произвел взлет. Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 3-7 баллов, верхняя, средняя, видимость более 10 км, ветер неустойчивый 10-20 км/ч. После взлета Диденко получил указание от диспетчера занять безопасную высоту, следовать визуально и доложить о выходе из зоны.
    В 12:32 Диденко доложил о выходе из зоны а/п Ставрополь и с разрешения диспетчера связь закончил.
    В 12:40 пилот Воронин, вылетевший на 1 минуту позже Диденко и следовавший на расстоянии от него 800-1000 м, сообщил, что Ми-1 №68104 упал на землю и потерпел катастрофу в 35 км от Ставрополя.
    Вертолет был обнаружен разрушенным в 4 км севернее ст. Филимоновская Изобильненского района Ставропольского края. Командир звена и инженер погибли.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1НХ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-68104
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.06.1959
Заводской номер ВС 96801506
Наработка ВС (часы) 2598
Наработка ВС (циклы) 21273
Силовая установка 637115


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, 2-й Краснодарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ставрополь (Шпаковское)
Пункт назначения Краснодар (Энем)
Начальный пункт маршрута Минеральные Воды
Конечный пункт маршрута Краснодар (Энем)


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссия установила, что около 12:39 вертолет в горизонтальном полете на скорости примерно 140 км/ч на истинной высоте примерно 150-200 м перешел в кабрирование с креном на правый борт и затем с левым креном перешел в пикирование. В непосредственной близости от земли вертолет накренился вправо и с неработающим двигателем столкнулся с землей без поступательной скорости и без скольжения. При ударе о землю с большой вертикальной скоростью произошло разрушение стойки переднего колеса и стойки подкоса правого шасси. Под действием сил инерции произошло скручивание хвостовой балки в месте ее крепления и концевой балки с последующим опусканием хвостового редуктора и хвостового винта вниз. После удара о землю вертолет отделился со значительным креном влево, при этом хвостовой винт ударил по хвостовой балке. От этого удара кардан трансмиссии хвостового винта выбросило на расстояние 24 м. Вертолет вторично подошел к земле со значительным левым креном и лопастями №1 и 2 ударился о землю. Вертолет развернулся против часовой стрелки относительно носовой части фюзеляжа. Окончательный удар произошел правой нижней стороной фюзеляжа со значительным разрушением конструкции вертолета.
Описание выявленных причин АП     По заключению комиссии, наиболее вероятной причиной летного происшествия явилось разрушение правых нижнего и верхнего узлов крепления хвостовой балки в полете, что привело к уменьшению тяги хвостового винта и возникновению кренящих моментов вправо, продолжению смещения хвостовой балки, смещению цепи управления стабилизатором, установке стабилизатора носиком вниз и кабрированию вертолета.
    Наиболее вероятно, что действия КВС в создавшейся аварийной ситуации, направленные на уменьшение углов тангажа отдачей ручки циклического шага от себя, приводили к обратному эффекту - росту моментов кабрирования, действующих на вертолет от стабилизатора.
    Кабрирование вертолета приводило к значительному уменьшению поступательной скорости и снижению вертолета при недостатке мощности. Снижение вертолета с незначительной поступательной скоростью привело к его попаданию в режим «вихревого кольца» и последующему резкому увеличению вертикальной скорости. В связи с потерей нормальной управляемости в продольном отношении и снижением в режиме «вихревого кольца» действия командира вертолета в такой аварийной ситуации не могли привести к безопасной посадке.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение комиссии:
    Наиболее вероятной причиной ЛП является разрушение в полете правых нижнего и верхнего узлов крепления хвостовой балки, приведшее к уменьшению тяги хвостового винта, возникновению кренящих моментов вправо, продольному смещению хвостовой балки, отключению цепи управления стабилизатором, изменению углов установки стабилизатора в полете и нарушению нормальной управляемости вертолетом.
    Разрушение в полете стыковочных узлов хвостовой балки могло быть вызвано:
    - некачественным материалом узлов и обшивки при изготовлении;
    - некачественным ремонтом;
    - воздействием повышенных нагрузок и химикатов при выполнении АХР в течение 2600 летных часов;
    - возможными резкими действиями органов управления пилотом, вызванными непредвиденными обстоятельствами (резкий отворот от встречи с птицей, возмущенный поток, близко подошедший второй вертолет).
    По заключению ГосНИИ ГА (сделанному после завершения работы комиссии и утвержденному Главной инспекцией МГА) причиной ЛП явился выход из строя лонжеронов хвостовой балки в полете под действием чрезмерно большой статической или поворотно-статической нагрузки. Выявить причину чрезмерной перегрузки лонжеронов в полете не представилось возможным.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.