Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4П Грузинского УГА в Витебской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 ноября 1969 г.
Время:  15:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Белорусская ССР, Витебская область, Витебский р-н, близ с. Хотоля
Тип ВС:  Ми-4П
Регистрация ВС:  СССР-19215
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Сухумский ОАО
 


Описание
    Экипаж 297 летного отряда производил перегонку вертолета в ремонт на завод №21 ГА по маршруту Сухуми - Краснодар - Ростов - Донецк - Днепропетровск - Киев - Гомель - Могилев - Витебск - Великие Луки - Ленинград.
    В день происшествия после ночевки в а/п Жуляны, экипаж вылетел в Гомель, где произвел дозаправку. Полет до а/п Витебск проходил нормально. Посадка в Витебске произведена в 14:46. Заправка вертолета не производилась.
    В 15:27, после осмотра авиатехники экипажем вертолета, получения прогноза погоды по маршруту до а/д Великие Луки, экипаж произвел взлет. Прогнозируемая и фактическая погода соответствовала минимуму по ПВП командира вертолета (фактическая погода за 15:30 - облачность 10/0 баллов средняя, видимость 10 км, ветер 230° 5 м/с).
    Доложив о производстве взлета, экипаж получил указание следовать по маршруту по ПВП и установить связь с соседним аэродромом ВВС (позывной Икорка). Экипаж выполнил указание диспетчера и через 1,5 - 2 минуты доложил об установке связи с аэродромом ВВС, а также, что пролет их зоны разрешен восточнее их точки на удалении не ближе 15 км на высоте 200 м. Диспетчер а/п Витебск дал команду доложить выход, экипаж подтвердил. После этого связи с бортом больше не было.
    Установлено: вертолет следовал точно по маршруту на высоте 200 м со скоростью 140-150 км/ч. В 800 м юго-восточнее села Хотоля (33 км от г. Витебск), по показаниям очевидцев, от вертолета в воздухе отделился большой предмет, который с сильным шумом и свистом упал в лесу (это была концевая часть лопасти №1 несущего винта). Вслед за этим от вертолета отделились другие крупные и мелкие предметы. После этого вертолет, беспорядочно вращаясь, упал на опушке леса в перевернутом положении на двигатель и кабину пилотов в заболоченную торфяную почву в 100 м от берега реки Зап. Двина. Экипаж и авиатехник погибли. Вертолет полностью разрушен, пожара не было. Двигатель затонул в болоте на глубине 2,5 - 3 м и не извлекался.
    Концевая часть лопасти №1 несущего винта длиной около 5 м обнаружена на удалении 450 м от места падения вертолета, концевая балка с хвостовым винтом - в 150 м, трансмиссия хвостового винта - в 80 м, другие обломки - в радиусе от 60 до 130 м.
    Катастрофа произошла в 15:45.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19215
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.04.1961
Заводской номер ВС 07100
Наработка ВС (часы) 2641
Наработка ВС (циклы) 6644
Силовая установка Б9917750


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Сухумский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Витебск
Пункт назначения Великие Луки
Начальный пункт маршрута Сухуми (Бабушера)
Конечный пункт маршрута Ленинград (Шоссейная)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: катастрофа вертолета произошла вследствие обрыва лопасти несущего винта в воздухе на высоте 200 м с последующим обрывом концевой балки с хвостовым винтом и полной потерей управляемости в полете.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: главной причиной катастрофы явился обрыв лопасти №1 несущего винта на стыке 9-й и 10-й секций.
    Заключение ГосНИИ ГА: разрушение лопасти несущего винта имеет усталостный характер и обусловлено грубым повреждением лонжерона - раковиной, образовавшейся из-за местного нагрева и оплавления металла.
    Наиболее вероятно, повреждение, послужившее очагом усталостного разрушения, было нанесено при замене хвостового отсека №10 лопасти, производившейся представителями завода-изготовителя.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.