Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24РВ Кировоградской ШВЛП в Сухуми
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 июля 1977 г.
Время:  21:39
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Абхазская АССР, близ Сухуми
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  СССР-46847
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Кировоградская ШВЛП ГА
 


Описание
    Экипаж выполнял учебный полет по маршруту Кировоград – Сухуми – Кировоград с работой в районе а/п Сухуми. Ввиду загруженности а/п Сухуми работы в его районе не выполнялись. Экипаж приступил к подготовке к полету на Кировоград. В 20:25 мск (21:25 мест. вр) в районе аэродрома была следующая фактическая погода: облачность 9/9 баллов кучево-дождевая высотой 330 м, гроза нf востоке, слабая дымка, видимость 7 км, ветер 290° 3 м/с. С 20:25 по 21:25 – гроза по району аэродрома. Метеолокатор на аэродроме не работал. На исполнительном старте диспетчер передал: «397, по вашим средствам посмотрите, метеолокатор не работает, ваше решение?». КВС-инструктор ответил: «Нормально, хватит нам взлететь, там отвернуться можно». Диспетчер разрешил взлет, который был произведен в 20:38 мск (21:38 мест. вр.) с МК=297°. После отрыва самолет перешел в набор высоты с вертикальной скоростью 5 м/с. В процессе набора высоты КВС-инструктор оценивал метеообстановку по бортовому радиолокатору. К моменту достижения высоты 120-130 м скорость полета увеличилась до 250 км/ч. В момент уборки закрылков за 20 сек. до конца полета вертикальная скорость уменьшилась, что сопровождалась увеличением скорости полета. За 14-15 сек. до конца полета началось снижение самолета с вертикальной скоростью около 10 м/с. Скорость полета продолжала увеличиваться. За 5 сек до конца полета экипаж взял штурвал на себя, что создало перегрузку при ударе о воду 1,85 ед. Самолет в полетной конфигурации, со скоростью 370 км/ч, углом тангажа около 0° и креном 0° столкнулся с поверхностью моря в 690 м от береговой черты с азимутом 297° от КТА (без уклонения от курса взлета), разрушился и затонул.
    Примерно через час после катастрофы прибывшей лодкой был подобран из воды КВС-инструктор, получивший тяжелые ранения и державшийся на воде за плавающий обломок самолета. Он дал показания, что после пролета высоты 120 м его как будто ударили по голове, после чего он ничего не помнит и очнулся уже в воде. Травмы КВС-инструктора показали, что в момент катастрофы он не находился в активной рабочей позе. По травмам на его голове установлено, что он ударился о тубус бортового радиолокатора, материал которого обладает демпфирующими свойствами. Фактических данных, свидетельствующих о внезапной потере им работоспособности, не установлено, но ряд косвенных факторов не исключает этого:
    а) отсутствие активной рабочей позы;
    б) отсутствие адекватной реакции на снижение самолета;
    в) показания о внезапной потере сознания после прохода высоты 120 м.
    Обломки самолета были разбросаны по дну моря на 150 м в длину и на 60-70 м в ширину. Основные части самолета и его узлы и агрегаты, а также 5 из 6 тел погибших были найдены и подняты на поверхность.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-46847
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 14.01.1972
Заводской номер ВС 27307505
Наработка ВС (часы) 5698
Наработка ВС (циклы) 16941
Силовая установка Н4432012 Н4112057


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Кировоградская ШВЛП ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сухуми (Бабушера)
Пункт назначения Кировоград
Начальный пункт маршрута Сухуми (Бабушера)
Конечный пункт маршрута Кировоград


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что после уборки закрылков из взлетного положения самолет перешел из набора высоты в снижение и в течение около 10 сек. экипажем не управлялся. Траектория полета от 16-й сек до 5-6 сек до конца полета характерна для полета самолета с освобожденным управлением, несбалансированного после уборки закрылков. Просадка самолета при этих условиях составляет 60 м. За 5-6 сек до конца полета, вероятно, занимавший кресло второго пилота слушатель-пилот (остальные члены экипажа в этот момент находились в пассажирской кабине) после прохождения сигнала «опасная высота» пытался вывести самолет из снижения.
    Комиссия рассматривала вероятность попадания Ан-24 в спутный след от взлетевшего перед ним самолета Ту-154. Расчеты показали, что попадание в спутный след было возможно, но оно не могло привести к переходу самолета в снижение, а лишь усложнить пилотирование.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы является отсутствие контроля со стороны экипажа за полетом самолета, несбалансированного после уборки закрылков, что привело к переходу из набора высоты в снижение. Это могло произойти в результате:
    а) отвлечения экипажа (в частности КВС-инструктора) от пилотирования на оценку грозовой деятельности, так как метеообстановка в районе аэропорта требовала повышенного внимания;
    б) временной потери работоспособности КВС-инструктора.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.