Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Грузинского УГА в районе г. Бол. Барбало
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 августа 1970 г.
Время:  15:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Ахметский район, г. Бол. Барбало, р-н пер. Алазнистави
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-31426
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
 


Описание
    Экипаж 230 летного отряда Тбилисского ОАО выполнял спецрейс согласно договоров по заявкам МРСУ-9 треста «Минавтодор» и Алванского овцеводческого совхоза Ахметского района.
    В 13:56 местного времени вертолет вылетел из а/п Телави с 730 кг груза на борту для доставки на вертолетную площадку МРСУ-9 селения Дартло. После посадки и выгрузки на площадке МРСУ-9 вертолет перелетел на основную вертолетную площадку Дартло для продолжения полета по заявке совхоза. Приняв на борт груз 300 кг сыра и 120 кг овечьей шерсти, а также трех работников заказчика (пастухов), экипаж произвел взлет в 15:26.
    Во время полета экипаж сообщил начальнику а/п Омало (поворотного пункта маршрута): «Выполняю спецрейс из Дартло, буду следовать на Алазнистави». В дальнейшем на связь экипаж больше не выходил и в Телави не прибыл.
    1 сентября вертолет обнаружен на склоне горы Бол. Барбало (отметка 3294 м), на удалении 7 км в стороне от маршрута, на высоте 2650 м разрушенным и обгоревшим. Все находившиеся на борту 6 человек погибли. Катастрофа произошла в районе перевала Алазнистави в 15:58 местного времени (14:58 мск).
    Метеоусловия в районе летного происшествия прогнозировались: по району Кахетии и Дагестана с 12 до 21 часов - облачность 6-9 баллов кучево-дождевая, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, верхний край 4-5 км, средняя, верхняя 3-7 баллов, видимость 6-10 км, ветер 320° 8-10 м/с, горы открыты.
    Фактическая погода в районе происшествия: облачность многослойная, сплошная
    с северной стороны перевала Алазнистави облачность с границей 3500-4000 м, перевал с северной стороны открытый, с южной стороны - облачность с нижней границей 600-1000 м от уровня а/п Телави. Перевал с юга закрыт. Видимость 6-10 км, временами осадки.
    В связи с ухудшением погоды по маршруту Дартло - Омало - Телави командир вертолета принял решение выполнять полет по установленному маршруту Дартло - Омало - перевал Алазнистави - Телави (по ущелью р. Тушинская Алазань). При подходе к перевалу Алазнистави, встретив метеоусловия, не позволяющие выполнять дальнейший полет, вместо возвращения в Омало или в пункт вылета, как предусмотрено инструкцией, или произвести посадку на ближайшей вертолетной площадке Алазнистави, командир вертолета принял безрассудное решение производить подход и искать возможность пройти перевал. Отклонившись от маршрута на 7-8 км на запад, экипаж прошел перевал высотой 2790 м на высоте ниже безопасной и, следуя за рельефом, пытался пройти по ущелью. При этом, по-видимому, вертолет вошел в облачность и с креном 40-45°, на скорости около 140-150 км/ч, столкнулся со склоном горы крутизной 70-75° на высоте 2650 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31426
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.12.1956
Заводской номер ВС 0446
Наработка ВС (часы) 3224
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б32461743


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Телави
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Телави


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: при выполнении полета, в нарушение «Инструкции по производству специальных полетов вертолетами 230 летного отряда по маршруту Телави - Омало - площадки в районе Омало», схему связи и связь с а/п Омало и Телави на всю глубину прохождения экипаж не держал, лишь однократно ответив на вызов начальника а/п Омало.
    Летному происшествию способствовало:
    - неудовлетворительный анализ прогнозируемой и фактической погоды в районе маршрута полета со стороны диспетчера службы движения а/п Телави., выпустившего вертолет на выполнение спецрейса при прогнозируемом частичном закрытии гор по маршруту Телави - Омало;
    - отсутствие необходимого контроля за полетом вертолета со стороны диспетчера а/п Телави и начальника а/п Омало;
    - неудовлетворительный контроль за организацией предполетной подготовки экипажа со стороны находившегося в а/п Телави к-ра 3 АЭ 230 ЛО;
    - отсутствие четкого порядка метеообеспечения полетов АМСГ а/п Тбилиси в части составления прогнозов погоды и штормоповещений по маршрутам специальных полетов района Телави - Омало и отсутствие систематической информации и анализа бортовой погоды.
    Заключение: главной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем ПВП в горах, установленных НПП ГА-66 и ИПП спецполетов по данному маршруту.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.