Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа DA40 NG Бугурусланского ЛУ ГА на а/д Бугуруслан
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 июня 2015 г.
Время:  09:48
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Бугуруслан
Тип ВС:  Diamond DA40 NG Diamond Star
Регистрация ВС:  RA-02654
Авиакомпания:  Бугурусланское ЛУ ГА (ф-л ФГБОУ ВПО СПБГУ ГА)
 


Описание
    В день происшествия выполнялись полеты по кругу с а/д Бугуруслан (Главный) по программе подготовки курсантов Бугурусланского летного училища ГА (филиала Санкт-Петербургского университета ГА) согласно КУЛП -2Б. На борту самолета находились пилот-инструктор и курсант.
    В процессе выполнения полётов, в 09:40, после очередного взлёта, экипаж доложил, что планирует выполнить имитацию отказа двигателя. При выполнении полета с имитацией отказа двигателя на снижении при выводе самолета в процессе правого разворота из значительного правого крена (более 40°) самолёт перешёл в левый крен с опусканием носа. и впоследствии с левым креном около 50° и углом тангажа на пикирование близким к 45° столкнулся с бетонной поверхностью РД в 150 м от торца ВПП с МК=105° и правее её продолженной оси около 40 м. В результате авиационного происшествия самолет полностью разрушился. Обломки самолета разбросаны с МК=335° на расстоянии 58 м от места первого столкновения с землей. Пожара не было. Пилот-инструктор и курсант погибли. Катастрофа произошла в 09:48.
    В результате судебно-химического исследования трупа пилота-инструктора, обнаружен этанол в концентрации 0,7‰ в крови и 0.3‰ в моче (легкая степень алкогольного опьянения). В крови курсанта алкоголя не обнаружено, однако в организме обоих членов экипажа найдены химические вещества, наличие которых свидетельствует об употреблении ими суррогатного алкоголя накануне дня полетов. Исходя из соотношения количества алкоголя в крови и моче пилота-инструктора, можно утверждать о дополнительном употреблении им алкоголя незадолго до вылета (за полтора - два часа).
    Наиболее вероятно, при выполнении имитации отказа двигателя правый разворот со снижением выполнялся экипажем с нерасчётными параметрами. В дальнейшем нескоординированные действия рулями управления привели к выводу самолёта на закритические углы атаки и режим сваливания. Наиболее вероятно, что после срабатывания звуковой сигнализации приближения выхода на критические углы атаки экипаж предпринял меры для вывода самолета из правого крена и увеличения режима работы двигателя. Наиболее вероятно, ошибочные или запоздалые действия экипажа органами управления самолётом и двигателем привели к неуправляемому кренению самолёта на левую плоскость крыла и резкому снижению, а малая высота полёта не позволила экипажу исправить создавшееся положение. Сваливанию самолета могли также способствовать некоординированные, противоположные воздействия пилота-инструктора и курсанта на органы управления.
    Данный вид полёта с имитацией отказа двигателя не предусмотрен в КУЛП Б-2. Принятое решение по выполнению данной имитации могло быть результатом воздействия лёгкой степени опьянения. Состояние повышенной возбудимости, эйфории и переоценки своих возможностей, свойственное легкой степени опьянения, могло привести пилота-инструктора к принятию решения по выполнению элемента полёта, не указанного в программе лётной подготовки курсантов.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak-iac.org/upload/iblock/15a/report_RA-02654.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Diamond DA40 NG Diamond Star
Регистрационный номер (id) ВС RA-02654
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 29.09.2014
Заводской номер ВС 40.NR013
Наработка ВС (часы) 162
Наработка ВС (циклы) 485
Силовая установка E4-A-00254


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Бугурусланское ЛУ ГА (ф-л ФГБОУ ВПО СПБГУ ГА)
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Бугуруслан
Пункт назначения Бугуруслан
Начальный пункт маршрута Бугуруслан
Конечный пункт маршрута Бугуруслан


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия с самолетом DA 40 NG RA-02654, наиболее вероятно, явился вывод самолета на режим сваливания на высоте, не достаточной для выхода из этого режима, при выполнении вида имитации отказа двигателя, не предусмотренного полетным заданием.
    Факторами, способствовавшими АП, наиболее вероятно, явились:
    - состояние легкого алкогольного опьянения, в котором находился пилот-инструктор;
    - отсутствие в БЛУ ГА системы контроля за порядком и последовательностью выполнения программы учебных полетов;
    - недостатки в методике летного обучения в БЛУ ГА, выразившиеся в отсутствии четкой регламентации операций и действий при выполнения полетов с имитацией отказа двигателя;
    - несоответствие содержания «Программы разовой персональной тренировки инструкторского состава», разработанной ЛТК СПбГУ ГА, целям и задачам, для решения которых она предназначена;
    - недостатки в методической и профессиональной подготовке
    КВС-инструктора, приведшие к запоздалому / неправильному принятию мер по выводу ВС в нормальный режим полета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: Пресс-служба СКР
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.