Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Восточно-Сибирского УГА в районе Таксимо
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 июня 1970 г.
Время:  08:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Бурятская АССР, Муйский район, 15 км западнее н.п. Улан-Макит
Тип ВС:  Ми-1МНХ
Регистрация ВС:  СССР-17952
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Бодайбинский ОАО
 


Описание
    Пилот 133 летного отряда Бодайбинского ОАО и авиатехник выполняли десантно-съемочные полеты для Мамаканской партии Иркутской геологосъемочной экспедиции, а также лесопатрульные полеты с а/д Муя, находясь на оперативной точке с 12 мая.
    19 июня пилот прибыл в аэропорт за 1 час до вылета и стал готовиться к полету по маршруту Муя - Каалу - р-н Каалу - р-н Правого и Среднего Мамаканов - Каалу - Бодайбо - Муя.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: ложбина, облачность 3-6 баллов кучево-дождевая 300-500 м от максимального превышения, верхняя, дождь, видимость более 10 км, в низинах туман, видимость менее 1000 м, ветер 280-300° 35-45 км/ч, давление 757 мм рт.ст. Для пункта посадки Каалу с 02:30 до 04:00 мск - облачность 3-6 баллов кучево-дождевая 1100-1600 м, верхняя.
    На основании данного прогноза погоды пилот в 02:08 мск (07:08 местного времени) принял решение на вылет и произвел взлет в 03:04 мск. На борту находились авиатехник и представитель заказчика. Набрав высоту 1300 м по минимальному приведенному давлению 757 мм рт.ст., пилот доложил, что занял безопасную высоту. Ввиду понижения облачности по маршруту, вместо своевременного возврата, пилот стал выполнять полет со снижением до высоты 950 м по минимальному приведенному давлению 757 мм рт.ст., то есть, ниже безопасной высоты. Имея летный прогноз погоды и думая, что это внутримассовая кучево-дождевая облачность, пилот принял решение на продолжение полета по запасному маршруту Таксимо - устье р. Сунуёкит - Ирбо - озеро 1230 - Каалу, хотя расчет по данному маршруту не производил. Подлетая к устью реки Сунуёкит и видя, что дальнейший полет также невозможен, пилот принял запоздалое решение на возврат в Таксимо, который стал невозможным из-за закрытия последнего. Тогда КВС принял решение на посадку с подбором. Выполнив контрольный круг (по его показаниям), пилот стал производить заход на посадку на подобранную с воздуха площадку. В процессе захода на посадку с курсом 30-40° в 15 км западнее н.п. Улан-Макит, пролетая над препятствиями на высоте 7-10 м и скорости по прибору 40 км/ч при наличии сильного ветра и болтанки, вертолет резко увеличил вертикальную скорость снижения. Для уменьшения вертикальной скорости и предотвращения столкновения с кронами деревьев пилот резко взял ручку «шаг-газ», тем самым перезатяжелив несущий винт. Вертолет лопастями сбил верхушки двух деревьев и упал на землю на правый борт. Пассажир получил тяжелые травмы (разрыв печени, селезенки и брыжейки тонкого кишечника) и скончался на месте происшествия от внутрибрюшного кровотечения через 12 часов. Пилот и авиатехник получили легкие телесные повреждения. Катастрофа произошла в 08:40 местного времени (03:40 мск).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1МНХ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-17952
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.08.1963
Заводской номер ВС 602023
Наработка ВС (часы) 2459
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 743161


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Бодайбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Муя
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Муя
Конечный пункт маршрута Муя


Подробные сведения

Действия спасательных служб     Поиски вертолета были организованы несвоевременно. При отсутствии связи с бортом диспетчер а/п Муя поставил в известность а/п Бодайбо, но диспетчер аэропорта Бодайбо не доложил об этом ни дежурному командиру, ни командованию БОАО, а в 15:25 мск отпустил со связи а/п Муя, не имея никаких сведений о местонахождении вертолета.
    20 июня в 01:25 и в 02:25 мск диспетчер а/п Муя снова запросил Бодайбо о вертолете, но диспетчер только в 05:25 запросил Мую, был ли борт на связи, и лишь в 06:00 позвонил командиру 133 ЛО. Посланные на поиски вертолеты Ми-1 №68051 и Ми-4 вертолета не обнаружили. В тот же день пилот и авиатехник вышли с места происшествия и дошли до метеопоста Таксимо, откуда позвонили по телефону. 21 июня они выехали на лодке до пос. Таксимо. По пути их встретил вертолет Ми-4 и доставил в Мую.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причинами катастрофы являются запоздалое принятие решения на возврат и поспешное производство посадки на площадку, подобранную с воздуха.
    Другие причины:
    - неоправдавшийся прогноз погоды;
    - отсутствие устойчивой связи пилота с диспетчером, по причине которой пилот не поставил диспетчера в известность о решении следовать по запасному маршруту.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.