Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Северо-Кавказского УГА в Гурьевской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 мая 1971 г.
Время:  11:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Гурьевская область, 10 км северо-западнее Айбаса
Тип ВС:  Ми-1
Регистрация ВС:  СССР-17890
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Грозненский ОАО
 


Описание
    
    7 мая командир вертолета Купало (здесь и далее все фамилии изменены) по заданию командира 82 ЛО Дмитриева прибыл на оперативную точку Айбас Гурьевской области Казахской ССР с целью выполнения полетов по обслуживанию противочумной станции (ПЧС) совместно с пилотом того же летного отряда Крыковским, ранее прибывшим на оперативную точку для выполнения аналогичного задания.
    В день происшествия Купало по заданию начальника ПЧС вылетел для поисков ранее вылетевшего Крыковского, который по истечении расчетного времени не вернулся на оперативную точку. Через 3,5 часа после взлета вертолет Ми-1 №17890 КВС Купало обнаружен работниками ПЧС и пилотом Крыковским потерпевшим катастрофу в 10 км северо-западнее Айбаса. КВС и двое находившихся на борту авиатехников погибли.
    Комиссией установлено, что накануне, 18 мая, работниками ПЧС в помещении столовой было организовано празднование дней рождения двух работниц ПЧС. Там присутствовали оба пилота и члены их экипажей. Хотя судебно-медицинская экспертиза не обнаружила в организме КВС Купало содержания алкоголя, учитывая личную характеристику этого пилота, комиссия не исключает употребление им спиртных напитков и нарушение предполетного отдыха.
    Утром 19 мая первым на вертолете Ми-1 №40488 вылетел КВС Крыковский. Экипаж Купало продолжал отдыхать. Крыковский, в нарушение требований НПП ГА-66 и РЛЭ Ми-1, халатно отнесся к расчету потребного количества бензина для выполнения задания. В результате, не долетая до базы 10 км, он произвел вынужденную посадку при остатке бензина около 20 литров.
    Получив задание по розыску, Купало погрузил на борт баллон со сжатым воздухом и в 11:20 произвел взлет с оперативной точки. После взлета и набора высоты 100-150 м Купало, по показаниям очевидцев и пилота Крыковского, находившегося в 10 км от места взлета, выполнил левый вираж с креном около 15°. Увидев вылетевший вертолет, Крыковский, используя бортовую радиостанцию, вышел с ним на связь и стал наводить его на себя. В процессе радиообмена Крыковский увидел резкое снижение вертолета Купало с правым креном около 20°. Крыковский дважды предупредил Купало о резком снижении, но ответа не получил, так как не отпустил кнопку радиопередатчика. В 11:30, не прекращая снижения, вертолет Купало с правым креном около 30-35°, с углом тангажа около 2°, на скорости 100-120 км/ч столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Первое касание земли произошло лопастями несущего винта с последующим ударом о бархан правой фермой шасси и нижней частью фюзеляжа. Оторвав правую стойку шасси, вертолет отделился от земли, пролетел, разрушаясь, 35 м, развернулся на 160°, остановился примерно в 50 м от места первого касания земли и загорелся.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-17890
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.12.1962
Заводской номер ВС 302033
Наработка ВС (часы) 3261
Наработка ВС (циклы) 7250
Силовая установка 633167


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Поисково-спасательный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Грозненский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При осмотре деталей вертолета членами комиссии была обнаружена деформация колпака гайки и крышек демпферов несущего винта, а в 25 м от места падения вертолета найден посторонний металлический предмет, который является стабилизатором ракеты класса «земля-воздух», имеющий также свежие следы соприкосновения с металлическими предметами.
    Исследование в лаборатории охраны общественного порядка Астраханской области подтвердили взаимное соприкосновение стабилизатора ракеты и деталей несущего винта вертолета друг с другом. По заключению УВД, стабилизатор ракеты столкнулся со втулкой несущего винта в воздухе, был отброшен ею по направлению полета вертолета и попал в пилота. Характер движения вертолета по земле в момент разрушения и местонахождение стабилизатора ракеты исключают возможность их столкновения на земле и являются ничем иным, как их столкновением в воздухе. В момент окончания разрушения вертолета на земле при развороте на 160-170° стабилизатор ракеты был выброшен из кабины вертолета.
    В заключении судебно-медицинской экспертизы указывается, что каких-либо металлических осколков в полости черепа и в мягких тканях головы пилота Купало при исследовании не обнаружено. Причиной смерти пилота являются многочисленные несовместимые с жизнью травмы, характерные для авиакатастрофы, полученные при ударе о землю и элементы конструкции вертолета. В то же время, не исключается возможность причинения повреждений головы и каким-то инородным предметом.
    На запрос комиссии из министерства обороны СССР пришел ответ, что в указанное время в данном районе полетов военных самолетов и ракетных стрельб не проводилось.
    Позже стабилизатор ракеты и предположительно имеющие следы столкновения с ним детали вертолета были направлены на исследование в ГосНИИ ГА, который сделал следующее заключение:
    Сравнительный анализ повреждений колпака гайки и крышек демпферов №2 и 3 втулки несущего винта вертолета с конфигурацией и повреждениями стабилизатора ракеты, а также сравнительный анализ лакокрасочного покрытия, взятого с деталей вертолета в местах их повреждений, и со стабилизатора ракеты, не подтверждают вывод экспертов УВД Астраханского облисполкома о том, что повреждения, имеющиеся на исследованных деталях, нанесены данным стабилизатором ракеты.
    На основании этого комиссия изменила первоначальное заключение о столкновении несущей системы вертолета со стабилизатором ракеты в воздухе.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы комиссии:
    Предположительной причиной катастрофы является то, что пилот Купало, выполняя полет на высоте 100-150 м и сосредоточив свое внимание на поисках вертолета Крыковского, обнаружить который из-за сильной камуфляжности местности по цвету, подобной цвету вертолета, было очень трудно, отвлек свое внимание от пилотирования вертолетом. В результате этого вертолет потерял скорость, стал снижаться с вертикальной скоростью более 3 м/с с последующим попаданием в режим «вихревого кольца» и, как следствие, частично потерял управляемость. Пытаясь вывести вертолет из режима «вихревого кольца», Купало увеличил поступательную скорость до 100-120 км/ч, но из-за недостатка высоты вертолет столкнулся с землей и потерпел катастрофу.
    Заключение: наиболее вероятной причиной катастрофы явилось попадание вертолета в режим «вихревого кольца» на малой высоте полета.
    Способствующая причина: неудовлетворительный уровень организации полетов на оперативной точке и отсутствие должного контроля со стороны командования Грозненского ОАО.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.