Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Грузинского УГА в районе Марнеули
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 марта 1972 г.
Время:  09:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, хребет Яглуджа, 7 км северо-восточнее Марнеули
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-23852
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
 


Описание
    Экипаж 230 летного отряда в составе КВС и внештатного пилота-инструктора производили полеты по внесению минеральных удобрений с оперативной точки Телети с выполнением задания по вводу его в строй. . Пилот закончил ввод в строй 3 марта по задаче №8, упражнение №1,3,4,5 приказа МГА №177-64 г. и был допущен к АХР с прохождением упражнения №6 с пилотом-инструктором непосредственно в хозяйстве.
    После окончания работы 13 марта, пилот в 16:15 запросил разрешение на перелет в а/п Тбилиси, но получил запрет ввиду резкого ухудшения метеоусловий в аэропорте. Вертолет был сдан под охрану. Пилоты с техсоставом убыли в Тбилиси.
    На следующий день, 14 марта, КВС, авиатехник и авиамеханик прибыли на оперативную точку Телети без пилота-инструктора. Около 9 часов КВС связался с диспетчером МДП а/п Тбилиси и запросил погоду. Диспетчер передал фактическую погоду, запросил о погоде на оперативной точке и не собирается ли он улететь на базу. КВС ответил: «Погода такая же, как у вас, о вылете сообщу».
    По району полетов с 7 до 15 часов прогнозировалось: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорванно-дождевая 300-500 м, видимость 4-10 км, слабый снег, в начале срока высота облачности 200-300 м, видимость 2-4 км, ветер 120-140° 2-5 м/с.
    Не зная этого прогноза погоды и не оценив фактическую метеообстановку в районе площадки, не выйдя на связь и не получив разрешения диспетчера на вылет, КВС, взяв на борт авиатехника и авиамеханика, в 09:10 произвел взлет с целью перелета для заправки топливом.
    В 13:30 через КП ВВС в а/п Тбилиси поступило донесение, что в районе горы Яглуджа обнаружен потерпевший катастрофу вертолет Ми-2. Пилот, авиатехник и авиамеханик погибли. Катастрофа произошла в 7 км северо-восточнее Марнеули, в 09:15 мск, на безлесном, частично заснеженном склоне горы в 8 км от места взлета.
    Установлено, что, попав в сложные метеоусловия (снег и облачность), пилот принял запоздалое решение на возврат. Когда пилот пытался выйти из зоны ограниченной видимости, вертолет со снижением с вертикальной скоростью 3-4 м/с и с правым креном 30-40° столкнулся со склоном горы на высоте 660 м и разрушился.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23852
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 09.12.1969
Заводской номер ВС 521302119
Наработка ВС (часы) 314
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371611118 361693096


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главными причинами катастрофы явились вылет пилота без разрешения диспетчера и его неправильные действия при встрече со сложными метеоусловиями ниже минимума.
    Способствующие причины:
    - ввод в строй и допуск к самостоятельным полетам пилота без тренировки в облаках и по приборам. Установленный пилоту минимум 200х2000 м был пониженным, в нарушение требований приказа МГА №177-64 г. Последующий допуск на АХР был дан с таким же метеоминимумом;
    - в инструкциях по производству полетов на АХР не определены сроки связи, что дает возможность экипажам без разрешения диспетчера принимать самостоятельные решения на вылет или производство работы;
    - Командир 230 ЛО в день происшествия метеообстановку не анализировал, несмотря на ее сложность, и конкретных указаний диспетчеру МДП а/п Тбилиси у не дал;
    - Диспетчер МДП а/п Тбилиси при выходе на связь с бортом прогноза погоды по району полетов не передавал и не потребовал от пилота передачи фактической погоды в районе оперативной точки.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.