Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение в воздухе Ан-2 и Ми-8 в районе а/п Сургут
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 ноября 1974 г.
Время:  14:56
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, 4,5 км юго-западнее а/п Сургут
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-70766
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Сургутский ОАО
Рейс:  662
 


Описание
    Экипаж 121 летного отряда выполнял рейс №662 и произвел взлет в а/п Ханты-Мансийск в 11:36 мск. На борту находилось 12 взрослых пассажиров. При подходе в зону а/п Сургут экипаж в 12:47 вышел на связь с диспетчером круга, находясь на высоте 150 м, и получил условия захода на посадку с МКпос=253° по давлению 761 мм рт.ст. В 12:56 экипаж запросил у диспетчера круга работать со стартом. Диспетчер дал разрешение. В 12:56:28 экипаж перешел на связь с диспетчером старта и сообщил ему: «Сургут 70766 вышел в круг левым 253». Диспетчер разрешил заход на посадку курсом 253° левым кругом. В 12:56:36 экипаж ответил: «Понял». На этом связь с бортом прекратилась.
    В это же время экипаж вертолета Ми-8 235 ОАО, выполнявший внерейсовый полет в Нефтеюганск по обслуживанию экспедиции, в 12:54 произвел взлет из а/п Сургут, имея на борту 19 взрослых пассажиров и двух детей. В 12:55:18 экипаж доложил о взлете. В 12:55:23 диспетчер передал: «686 выход левым, работать с кругом». В 12:55:40 экипаж вертолета вышел на связь с диспетчером круга и передал, что произвел взлет и направляется в Нефтеюганск на высоте 150 м. Диспетчер круга ответил: «686 понял Вас до выхода 150». Экипаж ответил: «До выхода» и на связь больше не выходил.
    Оба воздушных судна были обнаружены разрушенными и сгоревшими на расстоянии 4,5 км от КТА с азимутом 218° в 600 м друг от друга. Все находившиеся на бортах 33 пассажира и 5 членов экипажа погибли. Самолет Ан-2 упал в лес, вертолет Ми-8 – на покрытой редколесьем заснеженной болотистой местности.
    Установлено, что после взлета Ми-8 произвел левый разворот в направлении на Нефтеюганск и производил полет с МК=220° на высоте 150 м. В облаках, нижняя граница которых в момент происшествия была 130-110 м, в 12:56:36 произошло столкновение с Ан-2, входившем в круг на той же высоте с курсом, обратным посадочному, в направлении к третьему развороту.
    Фактическая погода в момент происшествия: облачность 10 баллов высотой 130 м, видимость 8 км, слабый снег, ветер неустойчивый 1-2 м/с, температура минус 6°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 38


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-70766
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.11.1971
Заводской номер ВС 1G132-21
Наработка ВС (часы) 2591
Наработка ВС (циклы) 3477
Силовая установка КЛ3215094


Сведения о рейсе

Номер рейса 662
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Сургутский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ханты-Мансийск
Пункт назначения Сургут
Начальный пункт маршрута Ханты-Мансийск
Конечный пункт маршрута Сургут


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной столкновения явилось неудовлетворительное руководство воздушным движением в зоне круга а/п Сургут, выразившееся в:
    1) В нарушении установленных схем захода на посадку при полетах по ПВП.
    2) В нарушении минимума погоды для приема и выпуска ВС данных типов.
    3) В отсутствии контроля за движением ВС с помощью РТС и информации экипажей о воздушной обстановке.
    Виновники:
    Диспетчер круга: - не запретил посадку Ан-2 при фактической погоде ниже минимума данного типа ВС; - не осуществлял контроль с помощью РТС за полетами ВС и не информировал экипажи о воздушной обстановке; - не дал указание экипажу Ан-2 о заходе на посадку по установленной ИПП а/д Сургут схеме; - в нарушение НПП ГА-71 не передал управление полетом Ан-2 диспетчеру старта; не запретил заход на посадку Ан-2 левым кругом, тогда как ИПП устанавливает правый круг.
    Диспетчер старта: - не запретил взлет Ми-8 при фактической погоде ниже минимума данного типа ВС; - в нарушение НПП ГА-71 не передал управление движением Ми-8 диспетчеру круга.
    Экипаж Ан-2: зная о фактической погоде ниже минимума своего ВС, не принял решение об уходе на запасной аэродром и нарушил установленную ИПП схему, выполняя заход на посадку левым кругом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.