Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2 (владелец - частное лицо) в н.п. Санамер
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  18 мая 2015 г.
Время:  09:12
Страна:  Россия
Место происшествия:  Ставропольский край, Предгорный район, пос. Санамер
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-56528
Авиакомпания:  Частное лицо
 


Описание
    После выполнения АХР пилот выполнял перелет с посадочной площадки Кевсала Ипатовского района Ставропольского края на посадочную площадку Грибной Кировского района. На борту находилось 4 бочки емкостью 200 литров, две из которых были заполнены маслом МС-20. Заправка составляла около 600 литров автомобильного бензина.
    Взлет произведен в 06:20 местного времени. Полет проходил днем, в простых метеоусловиях, с путевой скоростью 165-190 км/ч, на высоте 50-100 м. При выполнении полёта для осуществления воздушной навигации КВС использовал планшетный компьютер, установленный в кабине ВС, который в 07:26 прекратил работу, вероятнее всего, по причине разряда аккумуляторной батареи.
    Примерно через час полёта, со слов КВС, началось задымление кабины с запахом горелого масла. Для вентиляции кабины КВС открыл форточку. Кондиционер, установленный в кабине ВС, был выключен. Основные параметры работы двигателя (температура головок цилиндров и масла) соответствовали РЛЭ самолёта Ан-2. Тряски двигателя не наблюдалось.
    В 07:40 КВС произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха, которая располагалась, со слов КВС, примерно в 10 км северо-западнее села Горнозаводское. После посадки КВС осмотрел самолёт, внешних повреждений не обнаружил, принял решение продолжит полет и произвел взлет примерно в 08:30 - 08:35 с МК около 250°.
    Полет проходил со значительным уклонением от линии заданного пути. КВС объясняет это тем, что указанное уклонение связано с отказом навигационных приборов после взлёта и сильным задымлением пилотской кабины ВС. Комиссия считает, что уклонение от маршрута на 55 км не связано с отказом навигационного оборудования ВС, а объясняется потерей ориентировки или сокрытием КВС конечного пункта посадки. При исследовании планшетного компьютера КВС не обнаружено записей, касающихся планов полётов самолёта Ан-2с/х RA-56528 (планируемых ПП, планируемых АХР, планируемых перелётов и т.д.).
    Потеря ориентировки могла произойти из-за:
    - выполнения полёта без полётной карты;
    - выполнения полёта на предельно-малых высотах не выше 100 м, что затрудняет ведение визуальной ориентировки;
    - отказа в работе планшетного компьютера;
    - нахождение КВС в состоянии алкогольного опьянения средней степени.
    Над н.п. Санамер (3 км севернее ж.д. станции Ессентуки) снова началось сильное задымление пилотской кабины и двигатель начал терять мощность. В 09:10 КВС принял решение произвести посадку на поле. При этом по курсу полета до выбранного места посадки располагались препятствия - ЛЭП, детская площадка и церковь. Для пролёта над проводами ЛЭП и препятствиями по курсу полёта КВС увеличил режим работы двигателя. После кратковременного увеличения режима работы двигателя и пролета над ЛЭП произошло его самовыключение. КВС выпустил закрылки на 40°, отвернул от детской площадки и вывел самолёт на режим «парашютирования». В 09:12 самолет столкнулся с ограждением храма - кованой чугунной решеткой на кирпичных столбах. При этом самолет имел небольшую поступательную скорость (50-60 км/ч), значительную вертикальную скорость снижения (не менее 10 м/с) и правый крен около 20°. Удар о кирпичный столб произошел правым нижним крылом и правым колесом шасси. В дальнейшем, на расстоянии 2,3 м от ограждения, произошла грубая посадка самолета. При этом левая стойка шасси разрушилась. Затем самолет левой полукоробкой крыльев столкнулся с полукруглой стеной церкви Иоакима и Анны, в 14 м от ограждения. Самолёт развернуло влево примерно на 10-15°, при этом произошло столкновение не вращающейся втулкой воздушного винта со стеной храма, что привело к деформации капота двигателя, частичному разрушению кирпичной кладки стены в месте столкновения и остановке самолёта. КВС госпитализирован с травмами средней тяжести. При исследовании его крови при поступлении в больницу обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,92‰ , что соответствует средней степени алкогольного опьянения.
    Комиссия обнаружила значительные отложения нагара в трубопроводе дренажа масляного бака с атмосферой. На наружной поверхности маслобака в зоне нахождения рычага стоп-крана карбюратора нарушено лакокрасочное покрытие и имеются следы наклёпа.
    Комиссия пришла к заключению, что при увеличении режима работы двигателя для пролёта над проводами ЛЭП и препятствиями по курсу полёта, из-за закупорки системы дренажа маслобака с атмосферой и, как следствие, повышения давления, произошло расширение маслобака и нажатие передней стенки бака на стоп-кран карбюратора, расположенный в 10 мм от стенки бака, что привело к прекращению подачи топлива и выключению двигателя в полёте.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании http://www.mak.ru/russian/investigations/2015/report_ra-56528.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-56528
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 31.03.1979
Заводской номер ВС 1G183-28
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К16272107


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Частное лицо
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с самолетом Ан-2с/х RA-56528 произошло из-за столкновения ВС с препятствием при выполнении вынужденной посадки. Необходимость вынужденной посадки была обусловлена самовыключением двигателя в полете, наиболее вероятно, из-за раздутия масляного бака и нажатия его стенкой на рычаг стоп-крана останова двигателя на карбюраторе.
    Повышение давления в маслобаке и его раздутие стали следствием отложения нагара в трубопроводе дренажа, соединяющего маслобак с атмосферой.
    Авиационному происшествию, наиболее вероятно, способствовало:
    - отсутствие промывки маслобака, в том числе и трубопровода дренажа маслобака с атмосферой, предусмотренной периодическим ТО через 400±30 часов налета или 12±1 месяц эксплуатации;
    - проведение ТО ВС лицами, не имеющими свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту АТ;
    - выполнение полета над населенным пунктом на высоте, не позволяющей в случае неисправности ВС произвести посадку за его пределами;
    - выполнение полета КВС в состоянии алкогольного опьянения средней степени.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.