Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1А Казахского УГА в районе Кокчетава
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 сентября 1972 г.
Время:  13:04
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Кокчетавская область, 32 км южнее г. Кокчетав
Тип ВС:  Ми-1А
Регистрация ВС:  СССР-68012
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Бурундайский ОАО
 


Описание
    Командир вертолета 191 летного отряда Бурундайского ОАО и летчик-наблюдатель Западно-Сибирской базы охраны лесов производили патрулирование лесов от пожаров по маршруту Кокчетав - Володарское - Арыкбалык - Зеренда - Кокчетав. На борту находилась посторонняя женщина, взятая пилотом с целью катания.
    Прогноз погоды по маршруту с 07:30 до 13:00 мск предусматривал: облачность 10 баллов верхняя, средняя, 3-6 баллов слоисто-кучевая 800-1000 м, осадки, видимость 6-10 км. Фактическая погода по маршруту была не хуже прогнозируемой.
    Взлет в а/п Кокчетав произведен в 07:17 мск. В полете пилот периодически держал связь с диспетчером МДП а/п Кокчетав. В 09:42 КВС доложил: «68012, в районе Зеренды, борт порядок». После этого связи больше не было.
    Разрушенный вертолет обнаружен в 32 км от г. Кокчетав. Катастрофа произошла в 10:04 мск (13:04 местного времени).
    Комиссия установила, что, выполняя полет на участке маршрута Зеренда - Кокчетав, пилот снизился до недопустимо малой высоты, уклонился влево от установленного маршрута и следовал над шоссейной дорогой. Вследствие недостаточной высоты полета и осмотрительности пилот своевременно не заметил провода ЛЭП, пересекающие шоссейную дорогу. Увидев их в непосредственной близости перед собой и понимая неизбежность столкновения с ними, пилот принял решение пролететь под проводами, низом. При выполнении данного маневра вертолет несущим и хвостовым винтами зацепил за два нижних провода и оборвал их. Пролетев после столкновения с проводами около 60 м, вертолет ударился о землю, разрушаясь, прополз по обочине дороги 76 м, свалился в кювет и сгорел. Пассажирка и пилоты получили тяжелые травмы. В 13:40 местного времени они были доставлены проезжавшими шоферами в больницу г. Кокчетав, где женщина скончалась, не приходя в сознание.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-68012
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 15001
Наработка ВС (часы) 4716
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 631359


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Бурундайский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Кокчетав
Начальный пункт маршрута Кокчетав
Конечный пункт маршрута Кокчетав


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось нарушение пилотом требований НПП ГА-71 (пп. 2.5.4, 9.5.3) и Руководства по лесоавиационным работам в ГА СССР (§123), выразившееся в самовольном взятии на борт постороннего лица, не имеющего никакого отношения к данному полету, и выполнении полета на недопустимо малой высоте.
    Сопутствующие причины:
    - низкий уровень организации летной работы в 191 ЛО;
    - неподготовленность пилота к выполнению лесопатрульных работ;
    - невыполнение командным составом 191 ЛО требований НПП ГА-71 (пп.9.1.5, 9.1.6, 9.1.7) и требований Руководства по лесоавиационным работам в ГА СССР (§§ 69,77);
    - низкая требовательность представителя заказчика, не воспрепятствовавшего в категорической форме взятию на борт вертолета постороннего лица и допустившего полет на недопустимо малой высоте.
    Установлено также, что во время полета пилот произвел непредусмотренную заданием посадку для закупки мёда.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     После выздоровления пилот был приговорен к отбыванию заключения в колонии-поселении и выплате материального ущерба. В 1991 г. ему удалось добиться снятия судимости решением Верховного Суда СССР на основании проведенной экспертизы о наличии сильной аллергической реакции его организма на пчелиный яд. При самовольной посадке на пасеке с целью закупки меда пилот был покусан пчелами. Вызванная этими укусами аллергическая реакция привела к частичной потере работоспособности в полете и непроизвольному снижению вертолета.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.