|
|
|
Катастрофа Ми-1А Казахского УГА в районе Кокчетава |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 сентября 1972 г.
Время: 13:04
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Кокчетавская область, 32 км южнее г. Кокчетав
Тип ВС: Ми-1А
Регистрация ВС: СССР-68012
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Бурундайский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Командир вертолета 191 летного отряда Бурундайского ОАО и летчик-наблюдатель Западно-Сибирской базы охраны лесов производили патрулирование лесов от пожаров по маршруту Кокчетав - Володарское - Арыкбалык - Зеренда - Кокчетав. На борту находилась посторонняя женщина, взятая пилотом с целью катания.
Прогноз погоды по маршруту с 07:30 до 13:00 мск предусматривал: облачность 10 баллов верхняя, средняя, 3-6 баллов слоисто-кучевая 800-1000 м, осадки, видимость 6-10 км. Фактическая погода по маршруту была не хуже прогнозируемой.
Взлет в а/п Кокчетав произведен в 07:17 мск. В полете пилот периодически держал связь с диспетчером МДП а/п Кокчетав. В 09:42 КВС доложил: «68012, в районе Зеренды, борт порядок». После этого связи больше не было.
Разрушенный вертолет обнаружен в 32 км от г. Кокчетав. Катастрофа произошла в 10:04 мск (13:04 местного времени).
Комиссия установила, что, выполняя полет на участке маршрута Зеренда - Кокчетав, пилот снизился до недопустимо малой высоты, уклонился влево от установленного маршрута и следовал над шоссейной дорогой. Вследствие недостаточной высоты полета и осмотрительности пилот своевременно не заметил провода ЛЭП, пересекающие шоссейную дорогу. Увидев их в непосредственной близости перед собой и понимая неизбежность столкновения с ними, пилот принял решение пролететь под проводами, низом. При выполнении данного маневра вертолет несущим и хвостовым винтами зацепил за два нижних провода и оборвал их. Пролетев после столкновения с проводами около 60 м, вертолет ударился о землю, разрушаясь, прополз по обочине дороги 76 м, свалился в кювет и сгорел. Пассажирка и пилоты получили тяжелые травмы. В 13:40 местного времени они были доставлены проезжавшими шоферами в больницу г. Кокчетав, где женщина скончалась, не приходя в сознание.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-1А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-68012 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
15001 |
Наработка ВС (часы) |
4716 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
631359 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Лесоавиационный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Бурундайский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Кокчетав |
Начальный пункт маршрута |
Кокчетав |
Конечный пункт маршрута |
Кокчетав |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы явилось нарушение пилотом требований НПП ГА-71 (пп. 2.5.4, 9.5.3) и Руководства по лесоавиационным работам в ГА СССР (§123), выразившееся в самовольном взятии на борт постороннего лица, не имеющего никакого отношения к данному полету, и выполнении полета на недопустимо малой высоте.
Сопутствующие причины:
- низкий уровень организации летной работы в 191 ЛО;
- неподготовленность пилота к выполнению лесопатрульных работ;
- невыполнение командным составом 191 ЛО требований НПП ГА-71 (пп.9.1.5, 9.1.6, 9.1.7) и требований Руководства по лесоавиационным работам в ГА СССР (§§ 69,77);
- низкая требовательность представителя заказчика, не воспрепятствовавшего в категорической форме взятию на борт вертолета постороннего лица и допустившего полет на недопустимо малой высоте.
Установлено также, что во время полета пилот произвел непредусмотренную заданием посадку для закупки мёда.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
После выздоровления пилот был приговорен к отбыванию заключения в колонии-поселении и выплате материального ущерба. В 1991 г. ему удалось добиться снятия судимости решением Верховного Суда СССР на основании проведенной экспертизы о наличии сильной аллергической реакции его организма на пчелиный яд. При самовольной посадке на пасеке с целью закупки меда пилот был покусан пчелами. Вызванная этими укусами аллергическая реакция привела к частичной потере работоспособности в полете и непроизвольному снижению вертолета. |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|