Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Дальневосточного УГА в районе мыса Стерлигова
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 июля 1972 г.
Время:  23:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Северный Ледовитый океан, район м. Стерлигова, п-в Таймыр
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20006
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО
 


Описание
    Экипаж в составе командира вертолета Ми-2 №20006 145 летного отряда Владивостокского ОАО Артемова (здесь и далее все фамилии изменены), авиатехника Сердюка и техника по спецоборудованию Куличенко, согласно договора с Дальневосточным морским пароходством ММФ СССР, с 5 июля был передан в подчинение капитану ледокола «Москва», который работал на проводке судов по Северному Морскому Пути.
    В день происшествия капитан Беленко около 21 часов судового времени дал пилоту Артемову устное задание на производство ледовой разведки. В 21:20 пилот произвел взлет при следующей фактической погоде: ветер северный, северо-восточный 2 балла, пасмурно, видимость 5 миль, давление 769 мм рт.ст., температура воздуха +2°С.
    На борту вертолета находились гидролог Образцов и взятый на борт Артемовым без ведома капитана моторист ледокола Конев.
    После выполнения задания командир вертолета попросил разрешение произвести посадку на ледокол «Киев», который следовал чуть впереди ледокола «Москва» параллельным курсом, якобы для согласования с базирующимся на ледоколе «Киев» экипажем командира вертолета Солнцева совместных действий по ледовой разведке. Получив согласие обоих капитанов, Артемов произвел посадку на палубу ледокола «Киев» и с 22:00 до 23:50 находился там.
    В 23:50 пилот Артемов произвел взлет направлением в сторону пробитого ледоколами канала. Пройдя над каналом и сообщив, что канал сохраняется хорошо, Артемов стал выполнять маневр захода на посадку, который осуществлялся с кормы, по курсу движения ледокола «Москва». В первом и втором заходах пилот подходил к вертолетной площадке на большой скорости и высоте с непостоянной глиссадой планирования, в результате чего произвести посадку не смог. При повторном заходе пилотом допускались чрезмерно большие крены (более 30°), резкое изменение высоты и скорости полета. При последнем уходе на второй круг Артемов, пройдя очень близко вдоль правого борта ледокола на малой высоте (практически на уровне палубы) и обогнав ледокол, начал выполнять левый разворот, допустив при этом большой крен (около 80-90°), что привело к скольжению вертолета с потерей высоты и столкновению с ледовой поверхностью океана в 80-100 м от левого борта ледокола «Москва». В результате удара вертолет разрушился. Пилот и гидролог были выброшены при ударе о лед на 20-25 м от вертолета и погибли. Моторист найден в бессознательном состоянии в 5-7 м от вертолета и скончался через 40 минут.
    Катастрофа произошла в 23:55 местного времени в районе мыса Стерлигова (75°43’04”СШ, 90°03’05”ВД).
    Установлено, что пилот Солнцев передал Артемову 9 бутылок пива, часть из которых найдена на месте происшествия. Сам Солнцев, по заявлению авиатехника Сердюка, прибыл на место происшествия в нетрезвом состоянии.
    Разбитый вертолет и тела погибших доставлены в Диксон. У всех погибших в организме обнаружено наличие алкоголя, особенно большое количество (соответствующее тяжелой степени алкогольного опьянения) у пилота Артемова.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20006
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.09.1968
Заводской номер ВС 530636038
Наработка ВС (часы) 937
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371621135 371621120


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явился полет командира вертолета в нетрезвом состоянии.
    Способствующие причины:
    1) Плохая организация полетов на ледоколах «Москва» и «Киев» - задания на полеты не оформлялись и давались капитаном ледокола «Москва» в устной форме, в нарушение договора между Владивостокским ОАО и ДВМП. Также в нарушение договора, с 11 июля пилот Артемов выпускался в полеты без медицинского освидетельствования;
    2) В день происшествия с согласия обоих капитанов произведена посадка второго вертолета Ми-2 на ледокол «Киев», что является нарушением п.7.6.12 НПП ГА-71.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.