Экипаж в составе командира вертолета Ми-2 №20006 145 летного отряда Владивостокского ОАО Артемова (здесь и далее все фамилии изменены), авиатехника Сердюка и техника по спецоборудованию Куличенко, согласно договора с Дальневосточным морским пароходством ММФ СССР, с 5 июля был передан в подчинение капитану ледокола «Москва», который работал на проводке судов по Северному Морскому Пути.
В день происшествия капитан Беленко около 21 часов судового времени дал пилоту Артемову устное задание на производство ледовой разведки. В 21:20 пилот произвел взлет при следующей фактической погоде: ветер северный, северо-восточный 2 балла, пасмурно, видимость 5 миль, давление 769 мм рт.ст., температура воздуха +2°С.
На борту вертолета находились гидролог Образцов и взятый на борт Артемовым без ведома капитана моторист ледокола Конев.
После выполнения задания командир вертолета попросил разрешение произвести посадку на ледокол «Киев», который следовал чуть впереди ледокола «Москва» параллельным курсом, якобы для согласования с базирующимся на ледоколе «Киев» экипажем командира вертолета Солнцева совместных действий по ледовой разведке. Получив согласие обоих капитанов, Артемов произвел посадку на палубу ледокола «Киев» и с 22:00 до 23:50 находился там.
В 23:50 пилот Артемов произвел взлет направлением в сторону пробитого ледоколами канала. Пройдя над каналом и сообщив, что канал сохраняется хорошо, Артемов стал выполнять маневр захода на посадку, который осуществлялся с кормы, по курсу движения ледокола «Москва». В первом и втором заходах пилот подходил к вертолетной площадке на большой скорости и высоте с непостоянной глиссадой планирования, в результате чего произвести посадку не смог. При повторном заходе пилотом допускались чрезмерно большие крены (более 30°), резкое изменение высоты и скорости полета. При последнем уходе на второй круг Артемов, пройдя очень близко вдоль правого борта ледокола на малой высоте (практически на уровне палубы) и обогнав ледокол, начал выполнять левый разворот, допустив при этом большой крен (около 80-90°), что привело к скольжению вертолета с потерей высоты и столкновению с ледовой поверхностью океана в 80-100 м от левого борта ледокола «Москва». В результате удара вертолет разрушился. Пилот и гидролог были выброшены при ударе о лед на 20-25 м от вертолета и погибли. Моторист найден в бессознательном состоянии в 5-7 м от вертолета и скончался через 40 минут.
Катастрофа произошла в 23:55 местного времени в районе мыса Стерлигова (75°43’04”СШ, 90°03’05”ВД).
Установлено, что пилот Солнцев передал Артемову 9 бутылок пива, часть из которых найдена на месте происшествия. Сам Солнцев, по заявлению авиатехника Сердюка, прибыл на место происшествия в нетрезвом состоянии.
Разбитый вертолет и тела погибших доставлены в Диксон. У всех погибших в организме обнаружено наличие алкоголя, особенно большое количество (соответствующее тяжелой степени алкогольного опьянения) у пилота Артемова.
|