|
|
|
Катастрофа Ми-2 Западно-Сибирского УГА в районе Каргасока |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 09 декабря 1972 г.
Время: 16:18
Страна: СССР
Место происшествия: Томская область, Каргасокский район, 35 км северо-западнее н.п. Каргасок
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-15737
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 257 летного отряда в день происшествия выполнял санзадание по маршруту Каргасок - Нёготка - Каргасок, произвел взлет в 11:15 местного времени и вернулся в Каргасок в 12:00. После полета вертолет был дозаправлен 800 кг горючего. Замечаний на работу матчасти не было.
В 13:32 КВС произвел взлет для выполнения заявки заказчика - спецСМУ треста Сибэлектросетьстрой, по маршруту Каргасок - Парабель - Вертикос - Каргасок для десантно-съемочного полета. Полет до н.п. Вертикос выполнялся на высоте 300 м. В Вертикосе пилот высадил трех пассажиров и в 16:00 произвел взлет для следования в Каргасок. Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы, метеоусловия по маршруту полета были простыми, загрузки на борту не было, расчетный остаток топлива составлял 480 кг.
Температура воздуха на высоте 900 м была -20°С, на высоте 200 м -35°С.
В 16:02 пилот вышел на связь с диспетчером подхода а/п Каргасок, доложил о занятии высоты 200 м, затем высоты 400 м и передал, что направляется в Каргасок. Диспетчер разрешил подход на высоте 400 м, передал давление аэродрома (779 мм рт.ст.) и направление ветра (тихо).
В 16:18 пилот вышел на связь с диспетчером и доложил: «отказ левого двигателя, следую на 400 м к Вам». По указанию диспетчера пилот повторил это сообщение. Диспетчер передал обратный пеленг (110°) и дал указание доложить вход в круг (с МКп=150°). На повторный вызов диспетчера в 16:27 пилот не ответил.
Разрушенный вертолет обнаружен в 35 км с азимутом 303° от н.п. Каргасок (12 км от н.п. Карга). Пилот погиб.
Комиссия установила, что через 16 минут полета по маршруту Вертикос - Каргасок произошел отказ левого двигателя. Пилот справился с пилотированием вертолета (рычаг раздельного управления правого двигателя поднят вверх, стоп-кран левого двигателя закрыт) и осуществлял полет на одном двигателе в течение 2 минут 30 секунд на ранее занятой высоте 400 м, без снижения. Он дважды докладывал о сложившейся обстановке диспетчеру, доклады сделаны спокойным, ровным голосом, без испуга и растерянности. Решение о полете в а/п Каргасок пилот принял правильно, так как полет выполнялся над таежной лесисто-болотистой местностью. Последняя связь с пилотом состоялась в 16:18:45. Через 2 минуты 30 секунд полета на одном двигателе, вероятно, произошел отказ правого двигателя, наступила аварийная ситуация, вертолет с высоты 400 м начал снижаться с вертикальной скоростью более 10 м/с до высоты 200 м (по барограмме). В дальнейшем вертикальная скорость снижения увеличилась, прекратилась запись на барограмме. Вертолет с большой вертикальной скоростью при ударе о болото разрушился. Лопасти хвостового и несущего винтов в момент столкновения с землей имели малые обороты и при ударе обломились, не получив повреждений ребра атаки и законцовок лопастей о рядом стоящие деревья высотой 5-7 м, и находились рядом с вертолетом. В момент удара вертолет имел значительную поступательную скорость, в результате чего пробил яму глубиной 70 см и продвинулся вперед на 3 м. Рычаг «шаг-газ» полностью взят вверх, что соответствует показанию 12,5° по УШВ.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-15737 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
05.08.1972 |
Заводской номер ВС |
542512072 |
Наработка ВС (часы) |
285 |
Наработка ВС (циклы) |
342 |
Силовая установка |
371622143 371622146 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Каргасок |
Начальный пункт маршрута |
Каргасок |
Конечный пункт маршрута |
Каргасок |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы является прекращение подачи мощности от силовой установки в полете, что подтверждается характером разрушения лопастей несущего и хвостового винтов при ударе вертолета о землю.
Причиной прекращения подачи мощности от силовой установки является отказ левого двигателя и прекращение работы правого двигателя.
Предположительной причиной падения оборотов несущего винта может быть отказ в работе главного редуктора или отказ в системе управления общим шагом несущего винта.
Другие причины:
- отсутствие методики, программы и тренировки летного состава при выполнении посадок с одним и с двумя выключенными двигателями;
- плохой обзор из пилотской кабины при отрицательных температурах наружного воздуха вследствие обмерзания всего остекления кабины за исключением левого переднего стекла.
В дальнейшем на заводе №406 ГА проведены исследования двигателей и главного редуктора.
Заключение: установлено отсутствие разрушения узлов и деталей, влияющих на работу двигателей, и которые могли бы привести к их отказу. Все их повреждения получены от удара о землю.
Исследования агрегатов топливной системы на заводе №406 ГА не проводились в связи с отсутствием на заводе стендового оборудования. Предположительной причиной отказа двух двигателей при условии работоспособности топливной аппаратуры могло быть:
- образование воздушных пробок в топливной системе вертолета при выполнении эволюций с небольшим количеством топлива в предыдущие дни полетов или во время слива отстоя при неработающем ЭЦН-75;
- попадание воды в топливную систему вертолета из-за конденсата, образовавшегося при длительной стоянке вертолета с неполностью заправленными баками.
В дальнейшем, исследование топливных агрегатов вертолета было проведено на заводе-изготовителе в ПНР. Польская сторона сделала заключение, что в агрегатах отсутствуют дефектные детали и узлы, влияющие на их работоспособность.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|