Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Западно-Сибирского УГА в районе Каргасока
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 декабря 1972 г.
Время:  16:18
Страна:  СССР
Место происшествия:  Томская область, Каргасокский район, 35 км северо-западнее н.п. Каргасок
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-15737
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО
 


Описание
    Пилот 257 летного отряда в день происшествия выполнял санзадание по маршруту Каргасок - Нёготка - Каргасок, произвел взлет в 11:15 местного времени и вернулся в Каргасок в 12:00. После полета вертолет был дозаправлен 800 кг горючего. Замечаний на работу матчасти не было.
    В 13:32 КВС произвел взлет для выполнения заявки заказчика - спецСМУ треста Сибэлектросетьстрой, по маршруту Каргасок - Парабель - Вертикос - Каргасок для десантно-съемочного полета. Полет до н.п. Вертикос выполнялся на высоте 300 м. В Вертикосе пилот высадил трех пассажиров и в 16:00 произвел взлет для следования в Каргасок. Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы, метеоусловия по маршруту полета были простыми, загрузки на борту не было, расчетный остаток топлива составлял 480 кг.
    Температура воздуха на высоте 900 м была -20°С, на высоте 200 м -35°С.
    В 16:02 пилот вышел на связь с диспетчером подхода а/п Каргасок, доложил о занятии высоты 200 м, затем высоты 400 м и передал, что направляется в Каргасок. Диспетчер разрешил подход на высоте 400 м, передал давление аэродрома (779 мм рт.ст.) и направление ветра (тихо).
    В 16:18 пилот вышел на связь с диспетчером и доложил: «отказ левого двигателя, следую на 400 м к Вам». По указанию диспетчера пилот повторил это сообщение. Диспетчер передал обратный пеленг (110°) и дал указание доложить вход в круг (с МКп=150°). На повторный вызов диспетчера в 16:27 пилот не ответил.
    Разрушенный вертолет обнаружен в 35 км с азимутом 303° от н.п. Каргасок (12 км от н.п. Карга). Пилот погиб.
    Комиссия установила, что через 16 минут полета по маршруту Вертикос - Каргасок произошел отказ левого двигателя. Пилот справился с пилотированием вертолета (рычаг раздельного управления правого двигателя поднят вверх, стоп-кран левого двигателя закрыт) и осуществлял полет на одном двигателе в течение 2 минут 30 секунд на ранее занятой высоте 400 м, без снижения. Он дважды докладывал о сложившейся обстановке диспетчеру, доклады сделаны спокойным, ровным голосом, без испуга и растерянности. Решение о полете в а/п Каргасок пилот принял правильно, так как полет выполнялся над таежной лесисто-болотистой местностью. Последняя связь с пилотом состоялась в 16:18:45. Через 2 минуты 30 секунд полета на одном двигателе, вероятно, произошел отказ правого двигателя, наступила аварийная ситуация, вертолет с высоты 400 м начал снижаться с вертикальной скоростью более 10 м/с до высоты 200 м (по барограмме). В дальнейшем вертикальная скорость снижения увеличилась, прекратилась запись на барограмме. Вертолет с большой вертикальной скоростью при ударе о болото разрушился. Лопасти хвостового и несущего винтов в момент столкновения с землей имели малые обороты и при ударе обломились, не получив повреждений ребра атаки и законцовок лопастей о рядом стоящие деревья высотой 5-7 м, и находились рядом с вертолетом. В момент удара вертолет имел значительную поступательную скорость, в результате чего пробил яму глубиной 70 см и продвинулся вперед на 3 м. Рычаг «шаг-газ» полностью взят вверх, что соответствует показанию 12,5° по УШВ.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-15737
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.08.1972
Заводской номер ВС 542512072
Наработка ВС (часы) 285
Наработка ВС (циклы) 342
Силовая установка 371622143 371622146


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Каргасок
Начальный пункт маршрута Каргасок
Конечный пункт маршрута Каргасок


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы является прекращение подачи мощности от силовой установки в полете, что подтверждается характером разрушения лопастей несущего и хвостового винтов при ударе вертолета о землю.
    Причиной прекращения подачи мощности от силовой установки является отказ левого двигателя и прекращение работы правого двигателя.
    Предположительной причиной падения оборотов несущего винта может быть отказ в работе главного редуктора или отказ в системе управления общим шагом несущего винта.
    Другие причины:
    - отсутствие методики, программы и тренировки летного состава при выполнении посадок с одним и с двумя выключенными двигателями;
    - плохой обзор из пилотской кабины при отрицательных температурах наружного воздуха вследствие обмерзания всего остекления кабины за исключением левого переднего стекла.
    В дальнейшем на заводе №406 ГА проведены исследования двигателей и главного редуктора.
    Заключение: установлено отсутствие разрушения узлов и деталей, влияющих на работу двигателей, и которые могли бы привести к их отказу. Все их повреждения получены от удара о землю.
    Исследования агрегатов топливной системы на заводе №406 ГА не проводились в связи с отсутствием на заводе стендового оборудования. Предположительной причиной отказа двух двигателей при условии работоспособности топливной аппаратуры могло быть:
    - образование воздушных пробок в топливной системе вертолета при выполнении эволюций с небольшим количеством топлива в предыдущие дни полетов или во время слива отстоя при неработающем ЭЦН-75;
    - попадание воды в топливную систему вертолета из-за конденсата, образовавшегося при длительной стоянке вертолета с неполностью заправленными баками.
    В дальнейшем, исследование топливных агрегатов вертолета было проведено на заводе-изготовителе в ПНР. Польская сторона сделала заключение, что в агрегатах отсутствуют дефектные детали и узлы, влияющие на их работоспособность.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.