Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Западно-Сибирского УГА в районе Барабинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 марта 1973 г.
Время:  14:51
Страна:  СССР
Место происшествия:  Новосибирская область, Барабинский район, близ а/п Барабинск
Тип ВС:  Ми-1АУ
Регистрация ВС:  СССР-40359
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Новосибирский ОАО
 


Описание
    Командир АЭ 116 летного отряда Потапов (здесь и далее все фамилии изменены) и пилот-стажер Болтинский вылетели из а/п Новосибирск в 11:05 местного времени на вертолете Ми-1 №40359 и в 13:50 прилетели в а/п Барабинск, где их ожидал пилот стажер Ермаков. Оба пилота-стажера, окончившие теоретические сборы УТО №1 по приказу МГА №177-64 г., задание №21 (курс командиров вертолета Ми-1), должны были провести учебно-тренировочные полеты с Потаповым.
    В 14:50 Потапов произвел взлет с Ермаковым для полета в зону а/п Барабинск. После взлета вертолет упал, возник пожар. Оба пилота погибли. Вертолет от удара о землю получил значительные повреждения и частично сгорел.
    Комиссия установила, что стажер Ермаков прибыл в а/п Барабинск рейсовым самолетом из Новосибирска, прошел медицинский контроль и провел штурманский расчет на запасной аэродром. После прилета Потапов дал Ермакову указание о предстоящем выполнении полета, а Болтинскому - прибыть на старт через 1 час после взлета. Замечаний по материальной части по предыдущему полету не было.
    Потапов и Ермаков провели предполетную подготовку в полном объеме и согласовали с диспетчером аэропорта условия полета в зону. Ермаков занял левое сиденье, Потапов правое сиденье, после запуска и прогрева двигателя они произвели взлет в простых метеоусловиях. По показаниям стажера Болтинского, находившегося на месте взлета и наблюдавшего за полетом, вертолет взлетел и после набора высоты около 100 м вместо выполнения первого разворота и дальнейшего набора высоты для полета в зону перешел в горизонтальный полет, который, по расчетам комиссии, выполнялся в течение 28 секунд. Затем вертолет опустил нос и перешел в пикирование под углом около 60°, не меняя этот угол до самого столкновения с землей на расстоянии 2015 м с МК=230° от места взлета. Вертолет находится на заснеженном поле на втулке несущего винта, под углом 45° к земле, развернутый на 160° от курса взлета влево. В радиусе 110 м находятся обломки лопастей несущего винта.
    В процессе развития аварийной ситуации пилоты случайно или для передачи на землю о создавшейся аварийной обстановке вышли в эфир. Запись на магнитофонной ленте расшифрована следующим образом:
    …нутку…пись… (в этот момент была накладка сообщения с борта рейсового самолета)
    Не торопись, не торопись!
    На себя, на себя, дай разгон!
    Давай, давай, дотянись!
    Газ давай, газ давай!
    Судя по голосу Потапова на повышенных тонах и частоте его слов, аварийная обстановка складывалась скоротечно. Экипажу вывести вертолет из крена и пикирования не удалось, несмотря на совместные усилия обоих пилотов. Полет продолжался 1 минуту 12 секунд, аварийная ситуация продолжалась 13-15 секунд.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1АУ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40359
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 8703814
Заводской номер ВС 15.04.1958
Наработка ВС (часы) 3903
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 638217


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Новосибирский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Барабинск
Пункт назначения Барабинск
Начальный пункт маршрута Барабинск
Конечный пункт маршрута Барабинск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: истинную причину катастрофы из-за значительного разрушения вертолета в результате удара о землю и пожара определить не представилось возможным.
    Предположительной причиной является потеря продольно-поперечной управляемости вертолетом.
    Заключение ГосНИИ ГА: сделать вывод о работоспособности в момент летного происшествия продольно-поперечного управления вертолетом в целом не представилось возможным из-за выгорания и оплавления некоторых его участков. Продольно-поперечное управление от ручки инструктора в момент летного происшествия находилось в работоспособном состоянии. В работоспособном состоянии находились представленные на исследование детали осевого шарнира рукава №1 втулки несущего винта, механизмов продольного и поперечного управления автомата перекоса, главного редуктора ВР-1, комбинированной муфты двигателя АИ-26В, а также тросов продольного и поперечного управления.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.