Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение в воздухе двух Ан-2 Уральского и Тюменского УГА в районе Тавды
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 мая 1977 г.
Время:  14:02
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, 18 км южнее а/п Тавда
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  СССР-44992
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, 2-й Свердловский ОАО
Рейс:  Щ-801
 


Описание
    В день происшествия экипаж 123 летного отряда на самолете Ан-2 №44992 выполнял рейс Щ-801 по маршруту: Свердловск (Уктус) – Туринская Слобода – Туринск – Таборы – Тавда – Тюмень. Посадку в Туринской Слободе самолет произвел в 09:14 мск. В 09:22 экипаж произвел взлет. Встретив на маршруте погоду ниже своего метеоминимума, экипаж вернулся в Туринскую Слободу. С улучшением погоды, решив вопрос об изменении маршрута, в 10:35 экипаж повторно вылетел в а/п Тавда, где в 11:02 произвел посадку и в 11:53 – взлет. На борту находились 10 взрослых пассажиров и два ребенка.
    В 11:33 из а/п Тюмень (Плеханово) вылетел самолет Ан-2 №15925, под управлением экипажа 246 летного отряда выполнявший рейс №397 «дополнительный» в а/п Тавда. На борту находились 11 взрослых пассажиров и два ребенка.
    Экипаж Ан-2 №44992 получил следующий прогноз погоды по маршруту Тавда – Тюмень (с 07:35 по 13:00) – облачность 10 баллов средняя, 5-8 баллов слоисто-кучевая высотой 400-600 м, дождь, дымка, видимость 6-10 км, умеренная болтанка.
    Экипаж Ан-2 №15925 получил прогноз погоды по маршруту Тюмень – Тавда с 10:00 по 16:00 – облачность 10 баллов средняя, 5-8 баллов разорвано-дождевая высотой 150-250 м, дождь, видимость 2-4 км, ветер 200-320° 5-8 м/с.
    Прогнозы соответствовали минимумам КВС (150х2000м) и не являлись препятствием для выполнения задания.
    В 11:56 экипаж Ан-2 №15925 вышел на связь с КДП а/п Тавда и доложил о полете из Тюмени на высоте 200 м с расчетным временем прибытия в 12:07. Данных о плане полета и вылете этого самолета из Плеханово в Тавду не поступало. В это же время с интервалом в 3 минуты, вместо установленных 10 минут при прогнозе видимости менее 4 км, в зону ответственности КДП МВЛ а/п Тавда со стороны Тюмени вошли еще два самолета Ан-2 без плана и сообщения о вылете.
    После дачи разрешения экипажу Ан-2 №44992 на выход из зоны на высоте 150 м по ПВП диспетчер а/п Тавда, не имея данных о встречных самолетах, ушел с рабочего места и в последние 20 минут полетов самолетов УВД не осуществлял.
    Условия подхода, погода Тавды и время вылета Ан-2 №44992 на Тюмень экипажу Ан-2 №15925 были переданы радиооператором наземного канала.
    Экипаж Ан-2 №44992 после получения условий выхода из зоны, а экипаж Ан-2 №15925 – после принятия фактической погоды, на связь больше не выходили.
    В 12:02 мск (14:02 местного времени) в 18 км южнее а/п Тавда с азимутом 186° (200-300 м южнее н.п. Новосёловка, 57°54’40” СШ, 65°15’20” ВД) на высоте 175 м самолеты столкнулись на встречных курсах. При столкновении самолетов левыми полукоробками произошло частичное разрушение левой нижней плоскости Ан-2 №44992 и левой верхней плоскости Ан-2 №15925. Самолеты упали на вспаханное поле в 392 м друг от друга и полностью разрушились. Все находившиеся на бортах 29 человек погибли. Ан-2 №15925 частично сгорел.
    Оценка фактического состояния погоды дает основания предполагать, что в районе происшествия могло быть как понижение облачности, так и ухудшение видимости, усложнившие выполнение визуального полета. Фактическая погода в районе происшествия была: осадки в виде дождя и мокрого снега, видимость около 2 км, облачность высотой 150-200 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 29


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44992
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.12.1962
Заводской номер ВС 1G27-15
Наработка ВС (часы) 16932
Наработка ВС (циклы) 16482
Силовая установка К 15161194


Сведения о рейсе

Номер рейса Щ-801
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, 2-й Свердловский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тавда
Пункт назначения Тюмень (Плеханово)
Начальный пункт маршрута Свердловск (Уктус)
Конечный пункт маршрута Тюмень (Плеханово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной столкновения самолетов является неудовлетворительное обеспечение полетов на МВЛ в Тюменском и Уральском УГА и отсутствие УВД в а/п Тавда в момент происшествия.
    Сопутствующей причиной является внезапное попадание экипажей в СМУ, затруднившее полеты по ПВП.
    В особом мнении двое членов комиссии (представители управлений ГА) предлагают поменять главную и сопутствующую причину местами.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.