Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Чрезвычайное происшествие с Ту-104 Северного УГА в а/п Ленинград
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 апреля 1973 г.
Время:  15:06
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ленинград (Шоссейная)
Тип ВС:  Ту-104
Регистрация ВС:  СССР-42505
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное УГА, Ленинградский ОАО
 


Описание
    Экипаж 205 летного отряда выполнял рейс №2420 по маршруту Ленинград (Шоссейная) - Москва (Шереметьево). Взлет произведен в 14:25. На борту находилось 50 взрослых пассажиров и 1 ребенок.
    В 14:36 экипаж вышел на связь с РДП и в 14:38 доложил о занятии эшелона 7800 м и расчетном времени пролета траверза Бологое. В это время один из пассажиров через бортпроводницу, находящуюся в 3-ем салоне, передал письмо с требованием немедленного его вручения экипажу. Бортпроводники пошли в буфет самолета, откуда был подан сигнал в кабину пилотов «вызов экипажа». Командир корабля, приняв меры предосторожности, дал указанию бортмеханику выйти из пилотской кабины с целью уточнения причины вызова.
    Бортпроводники вручили бортмеханику письмо, с которым он вернулся в пилотскую кабину. В письме содержалось требование об изменении маршрута на Швецию с посадкой в Стокгольме. Преступник давал не более 5 минут на исполнение его требования, в противном случае грозился взорвать самолет.
    В тот момент, когда экипаж обсуждал сложившуюся обстановку на борту, преступник проник в буфет, имея в руках взрывное устройство электрического действия, и требовал от бортпроводников, чтобы они передали экипажу об ускорении выполнения его команды.
    Экипаж, убедившись в опасности, включил сигнал «Бедствие», систему «ССО» и доложил о случившемся диспетчеру РДП и о своем возврате в Ленинград. Одновременно по команде командира корабля для обезвреживания преступника в буфет вышли бортмеханик и штурман. Второй пилот занял место у двери в пилотской кабине, наблюдая в смотровой глазок и имея наготове заряженный пистолет.
    Убедившись, что преступника обезвредить не представляется возможным ввиду того, что при любых действиях со стороны экипажа последует взрыв, штурман вернулся в пилотскую кабину, а бортмеханик пытался убедить бандита в нецелесообразности его действий.
    В течение всего этого времени командир корабля продолжал полет со снижением на аэродром вылета, информируя диспетчера РДП об обстановке в самолете. В связи с настоятельной угрозой преступника взорвать самолет, командир корабля в 14:58 запросил РДП о возможности полета в Швецию, усматривая в этом более благоприятный исход. Преступник не прекращал требовать выполнения полета в Швецию, угрожая в любой момент произвести взрыв. На предложение экипажа произвести посадку в Хельсинки ввиду малого остатка топлива он категорически отказался. Командир корабля, не получив от диспетчера РДП разрешения на полет в Швецию, принял окончательное решение произвести посадку в Ленинграде с МК=279°. Ввиду того, что экипаж не смог погасить скорость, по требованию командира корабля службой движения а/п Ленинград был изменен курс посадки на 312°.
    Заход на посадку осуществлялся тремя членами экипажа. Штурман выполнял обязанности бортмеханика, который все это время продолжал отвлекать внимание преступника от производства посадки в Ленинграде.
    При пролете ДПРМ по команде командира корабля штурман выпустил шасси. В этот момент, на высоте 120-140 м, произошел сильный взрыв. От самолета отделились черные клубы дыма и передняя дверь, отчетливо видимые работниками аэропорта с земли. Передняя стойка шасси не встала на замок выпущенного положения. Самолет под действием взрывной волны сильно качнуло. Своевременные действия экипажа исправили создавшееся положение. Через 30 секунд после взрыва самолет произвел касание ВПП. Посадка была произведена на 41 минуте 30 секунде полета, на скорости 310 км/ч. На пробеге был выпущен парашют и применено аварийное торможение. Во время пробега передняя нога шасси сложилась и самолет опустился на переднюю часть фюзеляжа. Продолжая движение с уклонением вправо, самолет остановился с носовой частью фюзеляжа и правой тележкой шасси на грунте. Левая тележка шасси осталась на БВПП.
    При взрыве бортмеханик и преступник, ранее судимый, нигде не работающий уроженец Украинской ССР 1926 г. рождения, погибли. Остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 1
Пассажиры 51 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП незаконное вмешательство в деятельность авиации
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104
Регистрационный номер (id) ВС СССР-42505
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 06.12.1960
Заводской номер ВС 021903
Наработка ВС (часы) 17095
Наработка ВС (циклы) 10698
Силовая установка А5311235 А5441024


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное УГА, Ленинградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинград (Шоссейная)
Пункт назначения Москва (Шереметьево)
Начальный пункт маршрута Ленинград (Шоссейная)
Конечный пункт маршрута Москва (Шереметьево)


Подробные сведения

Описание последствий АП     Взрыв произошел в переднем вестибюле, около входной двери, на высоте 1 м от пола. Самолет получил значительные повреждения:
    - вырвана конструкция левого борта фюзеляжа между шпангоутами №12 и 15, стрингерами №7-16, вместе с входной дверью и большей частью окантовки проема двери;
    - разрушены пол и балки шпангоутов №12 и 13 (крепления пола) со стороны входной двери;
    - разрушен каркас, порвана стенка днища гермошпангоута №11 между левым бортом и дверью пилотской кабины по всей площади;
    - полностью разрушены буфет и оборудование переднего вестибюля;
    - разрушена перегородка между вестибюлем и 1-ым салоном, местами разрушены все другие перегородки пассажирской кабины;
    - деформированы пояса и стенки поперечных балок шпангоутов 15Б-23 крепления пола по правому и частично по левому борту 1-го салона;
    - разрушена конструкция носовой части фюзеляжа снизу между шпангоутами №1-8;
    - деформирован носок воздухозаборника лопатки ВНА и 1-й ступени компрессора левого двигателя.
    Система уборки и выпуска шасси при проверке на земле работала нормально. Неустановка передней опоры шасси на замок выпущенного положения явилась следствием нехватки времени.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    1) Причиной ЧП с самолетом явилось вооруженное нападение на экипаж.
    2) Виновником происшествия является преступник, совершивший нападение на экипаж.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.